Warning: session_start() [function.session-start]: open(/home/users/t/trdd499/tmp/sess_c502c1fddde75989ce96ee7bc8709526, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in /home/users/t/trdd499/domains/ilgid.ru/manager/includes/config.inc.php on line 108
Праздники в Израиле. Еврейские праздники
Главная » Культура » Праздники в Израиле. Еврейские праздники

Путеводитель по Израилю

для тех, кто путешествует или просто хочет знать больше



Праздники в Израиле. Еврейские праздники

Израиль является еврейским государством, и еврейские праздники отмечаются как государственные. Ядром еврейской культуры является иудаизм, поэтому праздники имеют выраженный религиозный оттенок и отмечаются по еврейскому календарю, особенностью которого является смещение дат относительно календаря  григорианского, принятого в большинстве стран мира. Каждая дата, в том числе и праздничная, начинается с заходом солнца, то есть вечером.

Перечислим самые важные для израильтян праздники.

Главный праздник Израиля – Шабат («прекращение работ»), седьмой день недели, в который отдыхал Творец. Почитание субботы – знак союза между евреями и Богом. Считается, что сверхъестественные силы наказывают смертью того, кто не соблюдает субботу. Время Шабат начинается в пятницу с заходом солнца. В Шабат запрещено выполнять 39 разновидностей работ, в том числе зажигание и тушение огня, написание двух и более букв, распускание ткани.

Рош ха-Шана (ивр. «голова года») – это еврейский Новый год, он отмечается в первые 2 дня месяца тишрей, в новолуние (сентябрь-октябрь григорианского календаря). Это один из важнейших праздников. Религиозные евреи считают, что Бог в день 1 тишрей предопределяет судьбу человека на год вперед. Чтобы жизнь в новом году была сладкой, евреи на праздник едят халу с медом, а также яблоки в меду. На утренней молитве принято трубить в рог «шофар».

После наступления Нового года следуют 10 дней раскаяния, которые завершает другой очень важный праздник – Йом-Кипур (ивр. «день искупления»). Отмечается в десятый день тишрей. В этот день прощаются грехи, человек примиряется с Богом и другими людьми. Ортодоксальные иудеи в Йом-Кипур воздерживаются от умывания, принятия пищи, секса, пользования косметическими средствами, ношения обуви из кожи. В этот день не принято пользоваться автотранспортом, как общественным, так и личным, поэтому автодороги свободны для пешеходов и особенно велосипедистов.

Праздники Израиля: Йом-Кипур

Праздник Суккот («кущи», «шалаши») отмечается 15 дня тишрей. Сукки  - крытые ветками и тростником временные хижины - начинают строить сразу после Йом-Кипура. Праздник должен напоминать евреям о блуждании по пустыне, во время которого они жили в шатрах и шалашах. Праздник Суккот длится семь дней, в течение которых религиозные евреи основную часть времени проводят в суке (как минимум, там спят и принимают пищу дважды в день).

По окончанию Суккот празднуют Симхат-Тора (ивр. «радость Торы»). В этот день завершается годовой цикл чтения Торы (читаются главы 33 и 34 Второзакония) и начинается новый цикл.

Ханука (возможно, от ивритского «хануккат» - обновление) начинается 25 числа следующего месяца кислев. Праздник Ханука обязан своему существованию событиям 165 года до н. э., когда Маккавеи победили армию греко-сирийского правителя Антиоха IV Епифана и изгнали иноземцев с Храмовой горы в Иерусалиме, а также возобновили служение в Храме.

Ханука имеет и другое название – «Праздник Огней». Когда евреи вернулись в Храм для служения, они нашли лишь совсем немного масла, не оскверненного греками; однако произошло чудо, и масло, которого должно было хватить лишь на один день горения храмового светильника Меноры, горело 8 дней. Поэтому Ханука празднуется 8 дней подряд.

В месяце шват, 15 числа, отмечается праздник Ту би-Шват, или Новый год Деревьев. До праздничной даты в Израиле выпадает большая часть осадков, так необходимых деревьям. Те плоды, что созрели после праздника, считают уже новым урожаем (в древности в этот день начинался новый налоговый период). В этот день принято украшать праздничный стол разнообразными плодами земли Израиля; обязательно должны присутствовать семь из них – пшеница, ячмень, оливки, финики, инжир, гранаты и виноград. Также в этот день производятся посадки новых деревьев.

С 14 по 15 число месяца адар евреи празднуют Пурим («пуру» с древнего аккадского, то есть ассиро-вавилонского, языка переводится как жребий). Бросая жребий, враг евреев Аман выбирал день для уничтожения евреев Персидской империи, но еврейские праведники Мордехай и Эстер спасли соплеменников от гибели. В этот праздник повсюду в Израиле проходят уличные карнавалы, на которых мужчины могут переодеваться женщинами, а женщины мужчинами (что строго запрещается в другое время). Принято шуметь (для этого используются особые трещотки), хлопать в ладоши, пить вино, кушать треугольные печенья с начинкой – «уши Амана» (ивр. «озней Хаман») или карманы Амана («хоменташн», идиш).

Пурим - веселый еврейский праздник

15 дня в месяц нисан отмечается Песах. Этот праздник продолжается 7 дней в Израиле и 8 в других странах, где живут евреи. Праздник Песах напоминает евреям об исходе из Египта. В это праздник запрещается есть те блюда из зерна, что в процессе приготовления заквашивались («хамец»). Согласно Торе, в этот день следует есть пресные сухие лепешки – мацу (одно из названий Песаха – праздник мацы, ивр. «хаг ха-мацот»).

Перед Песахом в доме не должно остаться ни крошки хамеца. В домах проводят генеральную убрку. Все продукты, в которых есть хамец, к празднику должны быть доедены или выброшены (хлеб, печенье, макароны, спиртные напитки из зерна). Большие запасы хамеца (например, в магазинах, принадлежащих религиозным евреям), на время праздника символически продаются неевреям. Чтобы случайно не съесть хамец на Песах, многие евреи покупают новую посуду или используют специальный комплект посуды для Песаха.

5 ияра отмечается День Независимости Израиля. Это не религиозый праздник, но его значение для израильтян очень большое, сродни релегиозному.

18 ияра празднуют Лаг ба-Омер. В названии отражена дата – праздник отмечается в 33 день омера (омер – промежуток от Песаха до праздника Шавуот). Праздник имеет двойной смысл – в этот день перестали умирать ученики рабби Акивы Бен Йосефа (один из авторитетнейших законоучителей иудаизма), а также умер Шимон Бар Иохай, автор книги Зоар, являвшийся учеником рабби Акивы. В Лаг ба-Омер принято посещать могилу Бар Иохая на самой высокой горе Израиля – Мерон, а также жечь костры.

Лаг ба-Омер

В 6 день сивана (50 омера) празднуется дарование Торы на горе Синай – Шавуот. Также этим праздником завершается жатва пшеницы. Так же как подобные праздники урожая у других народов, праздник Шавуот предполагает обильное застолье с молочной (творог, сметана) и мучной пищей (пироги, блинчики, торты). Молочное употребляют в пищу перед обедом, затем в отдельной посуде подается мясное.

Для всех еврейских праздников в Израиле характерны следующие особенности: прекращаются работы (в Шабат и Йом-Кипур нельзя даже готовить); полагается веселиться (кроме постов и Йом-Кипура), траур переносится на следующий день; совершается благословение на вино и хлеб перед праздничным застольем, каждый праздник имеет свои блюда; семья собирается вместе.

ilgid.ru

Метки:
Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Error