Warning: session_start() [function.session-start]: open(/home/users/t/trdd499/tmp/sess_4e671e9e7158369c3242c4385efa105e, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in /home/users/t/trdd499/domains/ilgid.ru/manager/includes/config.inc.php on line 108
Праздник Ханука
Главная » Культура » Праздник Ханука

Путеводитель по Израилю

для тех, кто путешествует или просто хочет знать больше



Праздник Ханука

Еврейский праздник, начинающийся 25 числа месяца кислев и продолжающийся до 2 числа месяца тевет (в 2011 году — с 20 по 28 декабря), называется Ханука. Считается, что праздник  возник в 164 году до нашей эры, когда восставшие против греко-сирийского царя Антиоха IV Эпифана евреи, возглавляемые Иудой Маккавеем, освободили Иерусалим и возобновили зажигание храмового светильника (Меноры).

ханука

Есть несколько версий происхождения названия праздника: от ивритского «ханукат ха-мизбеах» (освящение жертвенника) и акроним от выражения «отдохнули 25 (кислева)». Праздник имеет и другое имя — Хаг Урим, то есть «праздник огней».

Существует предание, что когда Иуда Маккавей и его соратники освободили и очистили Иерусалимский Храм, они искали масло, годное для зажигания в Меноре. Был найден лишь один маленький сосуд с чистым маслом, лишь на один день горения светильника. Тем не менее Менора была зажжена, и масло в ней горело восемь дней, пока не приготовили новое. С тех пор Ханука отмечается ежегодно в течение восьми дней.

В Талмуде также содержится мнение, что Маккавей сотоварищи устроили празднование вместо пропущенного ими по причине войны и осквернения Храма греками-язычниками праздника Суккот.

Ханука считается праздником, который установлен не богом, а мудрецами, поэтому работать в праздничные дни не запрещено. С Ханукой связано много интересных обычаев.

Одним из главных семейных обрядов праздника является зажигание особого светильника, который называется «ханукия» (ударение на последний слог). В ханукию вставляют 9 свечей — 8 по числу праздничных дней и одну, употребляемую для зажигания других свечей (ивр. «шамаш»). В древности ханукия крепилась у входа в дом, с левой стороны, в наши дни ее часто устанавливают на подоконнике.

Свечи ханукии зажигаются в особом порядке. В первый вечер зажигают одну свечу в крайней справа чашечке, затем каждый следующий вечер добавляют еще по одной свече, чтобы в последний вечер праздника горели восемь свечей. Свечи зажигают слева направо — сначала новую, потом остальные. Для зажигания пользуются дополнительной свечой-шамаш, и она каждый вечер горит тоже, помимо основных. После зажигания свечей полагается петь ханукальную песню-гимн, который на иврите называется «Маоз цур йешукати».

Форма ханукии может быть любой, есть лишь два обязательных требования — восемь светильников должны быть на одном уровне, и огоньки не должны сливаться в один. В наше время ханукии часто имеют форму Меноры, но с двумя дополнительными рожками по сторонам.

Огни ханукии должны гореть не менее получаса после того, как появятся звезды. Есть особые правила для расположения ханукии в синагоге — не ниже 80 сантиметров от пола, вдоль южной стены (так располагалась Менора в Иерусалимском Храме).

Огни ханукии являются священными, поэтому для какой-либо работы (например, чтения) их использовать нельзя. Есть маленькая хитрость: шамаш часто располагается в ханукие выше других свечей, и поэтому считается, что он освещает больше пространства, чем другие свечи — поэтому если нужно что-то сделать у ханукии, предполагают, что для работы воспользовались светом от шамаша, дополнительной свечи. Тору при свете ханукии изучать можно.

В дни Хануки полагается устраивать обильные трапезы и запрещено поститься. Евреи на Хануку евреи едят пищу, которая обжарена на растительном масле, потому что это напоминает о чудесном масле, горевшем в Меноре восемь дней. У ашкеназов принято готовить латкес (оладьи из тертого картофеля, драники). Сефарды на Хануку готовят или покупают в хлебных лавках сладкие пончики-суфганийот.

На праздник Хануки, считающимся наряду с Пуримом «детским» праздником, ашкеназские дети получают ханукальные деньги («ханике-гелт» на идише). Кроме того, ребятишки играют четырехгранным волчком, который на идише называется «дрейдл», а на иврите «савивон». На каждой грани волчка написано по одной ивритской букве —נ ג ה פ  (нун, гимель, хэй, пэй — первые буквы слов «Нес гадоль хая по», что в переводе на русский означает «чудо великое было здесь»). Иногда используются другие буквы.

Играют в дрейдл на мелочь, орехи или яблоки. Дети крутят волчок по очереди. Если выпадает «нун», то не выигрывает никто; если «гимель», то крутивший получает все, что поставлено на кон; если «хэй», крутившему дрейдл достается половина того, что на кону; если «шин», крутивший снова должен поставить на кон. Первые сведения об игре в дрейдл мы находим в документах XVI века. Евреи, не относящиеся к ашкеназам, стали играть в дрейдл-савивон только во второй половине прошлого века.

В праздник принято особое внимание уделять благотворительности и помощи нуждающимся — как материальной, так и духовной.

ilgid.ru

Метки:
Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Error