Warning: session_start() [function.session-start]: open(/home/users/t/trdd499/tmp/sess_31dd5aa74b52f34d168752290c5d509f, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in /home/users/t/trdd499/domains/ilgid.ru/manager/includes/config.inc.php on line 108
Монополии в Израиле
Главная » Экономика » Монополии в Израиле

Путеводитель по Израилю

для тех, кто путешествует или просто хочет знать больше



Монополии в Израиле

Монополия (от греческих слов «моно» — один и «полео» — продаю) - это рыночная ситуация отсутствия у компании, предлагающей товар или услугу, значимых конкурентов.

В соответствии с экономической теорией Арнольда Харбергера (один из основателей Чикагской экономической школы, экс-президент Американской экономической ассоциации), присутствие монополий на рынке приводит к формированию цены, которая превышает предельные издержки (дополнительные затраты на производство единицы дополнительной продукции). В ситуации монополии затраты общества превышают пользу; эти необратимые потери общественного благосостояния, которые не достаются ни покупателю, ни производителю, Харбергер назвал  DeadWeight Loss (DWL, или «чистые убытки»). Чистые убытки возникают, когда конкурентная отрасль промышленности превращается в монополистическую, а монополист устанавливает завышенные цены при низком уровне производства.

По Ричарду Познеру (влиятельный американский юрист и экономист) монополии создают дополнительные затраты на завоевание и поддержание монопольного положения. Р. Познер рассматривал низкие цены как важнейшую цель антимонопольной политики государства. Харви Лейбенстайн (крупный американский экономист), создатель концепции эффективности функционирования компаний (Х-эффективность), утверждал, что монополии не имеют стимулов для поддержания эффективности производства.

Израильский Закон об ограничении предпринимательской деятельности от 1988 года, который представляет собой основу антимонопольного законодательства страны, гласит, что монополией считается компания, которая контролирует более 50 % рынка товара или услуги.

Экономика Израиля, как признают специалисты, отличается высоким уровнем концентрации производства и финансов — намного выше, чем в развитых западных странах. Монополии широко представлены в различных сферах израильской экономики; это в первую очередь естественные монополии (то есть такие, которые занимают привилегированное положение на рынке в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами или исключительностью материально-технической базы). К этой группе монополий относятся, например, Управление железных дорог, Электрическая компания («Хеврат хашмаль»), телефонная компания «Безек». Существует также множество монополий, не являющихся естественными и действующих как в пределах всей страны (к примеру, автобусный кооператив «Эгед»), так и локально (автобусный кооператив «Дан» или компании кабельного TV).

Могущественные бизнес-группы владеют ведущими производственными и торговыми предприятиями, средствами массовой информации, энергетическими концернами, финансовыми учреждениями. Производственные, финансовые и информационные структуры сосредотачиваются в руках семейного клана, что в конце концов негативно отражается на экономике страны в целом и благосостоянии отдельных граждан. Цены растут, качество товаров и услуг не соответствует из стоимости. В условиях, когда отдельные лица или небольшие группы концентрируют в своих руках огромное экономическое, а следовательно, и политическое влияние, возникает непосредственная угроза демократии.

Ицхак Тшува

Ицхак Тшува, холдинг Delek

Сегодня интересы монополий защищают объединения производителей Израиля и Форум глав израильского хозяйства, в который входят 120 наиболее влиятельных бизнесменов страны — в том числе и такие акулы бизнеса, как:

Ицхак Тшува (владеющий холдингом «Делек», куда входит «Делек Энергия» — разработка газовых месторождений; Тшуве также принадлежат 15 % акций крупного телекома «НОТ»);

Мози Вертхайм («Кока-Кола Исраиэль», медиа-компания «Кешет», банк «Мизрахи-Тфахот»);

Дуди Вайсман (сети супермаркетов «АМ:РМ» и «а-Рибуа а-Кахоль», израильский филиал IKEA, сеть АЗС «Дор Алон»);

Хаим Кацман (одна из крупнейших международных компаний недвижимости «Gazit-Globe Ltd.»).

Еще один момент, очень существенный — владеющие монополиями олигархи выводят из израильской экономики огромные средства, вкладывая их в проекты и недвижимость за рубежом. Вот лишь несколько примеров (источник: http://jn.com.ua/jews/isr_208.html):

Ицхак Тшува — жилые проекты в Канаде (2 млрд. $), Швейцарии ( 3 млрд. $, совместно с Игалем Ахуви), торговые центры, офисы и квартиры в Швеции,  отель «Плаза» в Нью-Йорке (675 млн. $), в Великобритании: офисные здания, 3 гостиницы в Лондоне (3,3 млрд. $), 138 парковок (6 млрд. $), здание МИД Великобритании ($600 млн. $);

Лев Леваев (торговля бриллиантами и строительный концерн «Африка-Исраэль») — жилой район и более 600 земельных участков на Филиппинах (6,3 млн. $), недвижимость в Аргентине (12 млн. $), США (725 млн. $), Румынии (155 тысяч кв. метров на  сумму 77,5 млн. $), России (торговый центр Mall of Russia в «Москва-Сити»)

Моти Зисер (строительство) — 13 тысяч вилл в Индии (3 млрд. $).

Социально безответственны не только монополисты-одиночки, но и государственные монополии. И те, и другие пытаются избежать социальных обязательств, заботясь только о собственных сотрудниках. Яркий пример такого поведения — государственный монополист в сфере производства, передачи и сбыта электроэнергии «Хеврат хашмаль» (Электрическая компания). Государству принадлежит 99,85 % активов компании.

Средняя зарплата в «Хеврат хашмаль» составляет около 21 тыс. шекелей в месяц (при том, что средняя месячная зарплата в стране по состоянию на октябрь 2011 года — 8 555 шекелей, источник: http://www.zman.com/news/2012/01/08/117804.html). Сотрудники компании и их родственники пользуются электричеством бесплатно. Любое повышение себестоимости электроэнергии, какими бы причинами оно не было вызвано, является предлогом для того, чтобы руководство «Хеврат хашмаль» в очередной раз поставило вопрос о необходимости поднятия тарифов на электроэнергию.

Монополии в экономике являются одной из основных причин падения уровня жизни в Израиле.

Министерство сельского хозяйства Израиля: разрыв между оптовой ценой, по которой производители реализуют продукцию, и конечной ценой для розничного покупателя возрос в октябре 2011 года более, чем на 3 % и составил почти 57 % (в сентябре этот показатель был 54%, в августе — 48 %). Накрутка цен на помидоры составляет примерно 82 %, на зеленый перец — 83 %, на персики — 86 %. В Минсельхозе говорят, что прибыли торговых сетей от продажи сельскохозяйственной продукции составляют 25 %, а прибыль производителей в 2 раза меньше (источник: http://nashe.orbita.co.il/blogs/economy/25426/).

В 2011 году в по стране прокатились массовые протесты против дороговизны жизни и социальной несправедливости. Состоявшийся 3 сентября 2011 года в центре Тель-Авива «Марш миллиона» собрал около 300 тысяч человек, в этот день к протестующим тель-авивцам присоединились еще 150 тысяч человек по всей стране (напомню, что в Израиле по оценкам 2011 года  проживает 7 836 000 человек; таким образом, протестовать вышел чуть ли не каждый десятый израильтянин). Чтобы развезти протестовавших по домам, пришлость пустить дополнительные рейсы железнодорожного транспорта.

Протесты против монополий
Протест потребителей против удорожания жизни в Израиле получил в СМИ название «творожного протеста» в память о бойкоте молочных продуктов концерна «Тнува» (около 89 % продаж голландского сыра, 72 % — творога). Молочные продукты этой категории концерн продавал с чистой прибылью в 37 % (для сравнения, среднестатическая прибыль крупных производителей при  продовольственных товаров не превышает 15 %, а в странах Северной Америки и Европейского Союза — от 7 % до 9 %).

За неделю бойкота «Тнувы» продажи продукции концерна упали значительно: продажи молочного напитка «Шоко» — на 21,3 %, творога — на 15,5 %, молока —  на 14,4 %. Госпоже Захавит Коэн пришлось покинуть пост главы совета директоров компании. В октябре 2011 года концерн заявил о снижении цен на десятки товаров до 20 %. В результате народных протестов израильское антимонопольное ведомство вынуждено было начать уголовное расследование в отношении «Тнувы» по подозрению в искусственном подавлении конкуренции.

В настоящее время разворачивается борьба с другим продуктовым монополистом — концерном «Штраус» (Strauss, владелец контрольного пакета — Офра Штраус). Было объявлено о предстоящем бойкоте продукции компании, что привело к немедленному падению акций концерна на бирже. Поводом для протеста послужила опубликованные в Интернете фото товаров концерна, продаваемых за пределами Израиля. Оказалось, что за границей продукция израильской компании «Штраус» стоит намного дешевле, чем в Израиле. Например, в США шоколадный батончик (в пересчете на шекели) стоит 2,6 шекеля, что примерно на 4 шекеля дешевле, чем в самом Израиле. Чай «Высоцкий» в Израиле стоит от 16,7 шекелей, а в американском Чикаго — всего 7,4 шекеля (источник: http://www.mignews.com/mobile/article.html?id=210212_92835_85894).

Глава Банка Израиля Стэнли Фишер признается, что у него есть ощущение, что в Израиле сохраняются чрезмерно завышенные цены на потребительские товары... Высокий уровень цен поддерживается искусственно. Некоторые отрасли израильской экономики полностью монополизированы (http://nashe.orbita.co.il/blogs/economy/26009/).

ilgid.ru

Метки:
Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Error