Warning: session_start() [function.session-start]: open(/home/users/t/trdd499/tmp/sess_49ef11ff96040d580e2321c1ba0cab42, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in /home/users/t/trdd499/domains/ilgid.ru/manager/includes/config.inc.php on line 108
Древний Иерусалим
Главная » История и религия » Древний Иерусалим

Путеводитель по Израилю

для тех, кто путешествует или просто хочет знать больше



Древний Иерусалим

Землю Израиля с севера на юг пересекает цепь невысоких гор, представляющих собой водораздел между Средиземным морем и Иорданской низменностью (Река Иордан, озеро Кинерет, Мертвое море). В глубокой древности здесь, в горах, у источника Гихон, возникло поселение, которое с течением времени превратилось в центр Мира — город Иерусалим.

Древний Иерусалим
Самое раннее упоминание Иерусалима относится к III тысячелетию до нашей эры, оно сохранилось в клинописных документах, обнаруженных при раскопках древнего города Эбла (Северная Сирия). Позднее древний Иерусалим (как Рушалимум) указан в древнеегипетских записях XIX-XVIII веков до н. э. как один из вражеских городов. Тора называет этот город Шалем, и приводит имя правителя города — Мелкицедек.

Евреи появляются на землях Ханаана около XIII в. до н. э. Город, стоявший на месте будущей столицы Иудейского царства, тогда носил имя Иевус, и принадлежал он ханаанскому племени иевусеев. В городе была крепость, имевшая собственное название — Цион. Евреи захватили Иевус примерно в середине XII в. до н. э., но затем оставили его.

Затем начинается период объединения еврейских племен, у них появляется единая царская власть. Первым царем евреев был Саул, имевший резиденцию в Хевроне; после его гибели царем стал Давид, который построил на месте Иевуса новую столицу — Йерушалаим. Это произошло около 1000 года до н. э. Город тех времен располагался на южном склоне горы Мориа (холм Офел).

Гора Мориа упоминается в Торе как место, где Авраам намеревался совершить жертвоприношение своего сына Исаака, и уже в те времена почиталась евреями как святыня. Примерно в 960 г. до н. э. царь Шломо (Саломон) начинает на этой горе строительство Первого Храма иудеев, после окончания строительства в Храм были перенесены Скрижали Завета — две таблички из камня с десятью Заповедями. Рядом с Храмом воздвигают дворец царя. Территория города значительно расширяется. Ежегодно (в праздники Песах, Суккот, Шавуот) каждый еврей приходил в Иерусалим, чтобы принести жертвы в Храме. Иерусалимский Храм — единственное место, где приносятся жертвы и происходят службы.

Когда умер царь Шломо, царство евреев распалось на два царства — Северное (Израиль) и Южное (Иудея). Если Израиль гибнет под ударами ассирийцев в 722 г. до н. э., то Иудейское царство со столицей в Иерусалиме выдерживает натиск врагов; во многом это стало возможным благодаря превращению Иерусалима в хорошо укрепленный город, снабжаемый водой по подземному водопроводу. Так, в 701 году до нашей эры ассирийцы под предводительством царя Санхерива попытались захватить древний Иерусалим, но отступили ни с чем.

Ассирийская империя канула в Лету, но на ее территории расцвела империя Вавилона. В 605 году вавилонянам удалось подчинить себе Иудею, сделав иудейского царя своим вассалом. Евреи не раз пытались сбросить власть Вавилона, что только усугубило проблемы. 586 год до н. э. Стал черным годом для евреев — царь Вавилона Навуходоносор разрушил Иерусалим и уничтожил Первый Храм. Многие евреи в качестве пленников были уведены в Вавилонию.

Место Вавилонской империи на карте заняла Персидская империя. Царь персов Кир позволил евреям покинуть Вавилонию и, вернувшись в Иудею, восстановить Храм. В 516 г. до н. э. Храм был отстроен заново. В его стены возвращена ценная храмовая утварь, захваченная солдатами Навуходоносора. Однако, одна из главных иудейских реликвий — Скрижали Завета — была утрачена.

Вассал персов иудейский царь Нехемия в середине V в. до н. э. строит вокруг древнего Иерусалима новые городские стены и осуществляет ряд реформ, которые направлены на то, чтобы вернуть городу прежнюю роль столицы царства. При Нехемии учреждается Великое Собрание из 120 мудрецов.

В 322 г. до н. э. Иудея переходит в руки нового завоевателя — Александра Македонского. После смерти Александра Иерусалим попадает под влияние эллинистического Египта. Египетская династия Птолемеев дает Иерусалиму относительную свободу. Иерусалим устанавливает тесные связи с просвещенном двором Александрии. Перевод еврейского Писания на греческий язык (Септуагинта) происходит именно в столетний благополучный период Птолемеевской власти.

В 203 году до н. э. Иерусалим взяли войска Антиоха IV, сирийского царя из эллинистической династии Селевкидов.  Антиох IV проводит в Иудее политику насильственного насаждения греческой культуры и языка, запрещает местные обычаи — например, соблюдение Субботы. Антиох меняет по своему желанию священников в Иерусалимском Храме (их главой становится Менелай, приверженец греческого образа жизни). Когда евреи стали выражать недовольство таким развитием событий, Антиох приказывает снести городские стены Иерусалима, размещает в городе армейский гарнизон, а Храм приказывает разграбить и сделать святилищем Зевса.

В результате действий захватчиков вспыхивает восстание Маккавеев. В 164 г. до н. э. руководитель восставших Иегуда Маккавей восстанавливает в отбитом у сирийцев Иерусалимском Храме богослужения (этому событию посвящен еврейский праздник Ханука). Однако, окончательно город был отвоеван у Селевкидов лишь в 141 году до н. э.

В течение ста лет Иерусалим является столицей самостоятельного еврейского государства — царства Хасмонеев. Город отстраивается и расширяется, возрождаются торговля и ремесла.

Однако в 63 году до н. э., воспользовавшись междоусобицей, Иудею вместе со столицей захватывают римляне под началом Помпея. Евреи, поддерживаемые Парфянским царством, в 40 г. до н. э. отбивают город, но вскоре римский вассал Ирод Великий возвращает Иерусалим под власть Рима. Ирод развернул масштабное строительство в городе, в том числе перестроил Храм, расширив его. Плиний Старший сообщает, что Иерусалим времен Ирода был самым красивым и влиятельным городом на Востоке.

После смерти Ирода и недолгого правления его сына Архелая административной столицей римской провинции Иудея становится город Кейсария. В Иерусалиме заседает верховный орган самоуправления евреев — Синедрион (Высший суд и городской совет одновременно). При Синедрионе город продолжает расти, по некоторым сведениям население города в то время составляет 100 тысяч человек.

В 66 году н. э.  начинается большое восстание недовольных римской властью евреев, которое получает название Иудейской войны. В 70 году после тяжелой пятимесячной осады войсками Веспасиана Иерусалим пал. Многие жители погибли во время боев, а также от голода, многие попали в рабство. Храм был разграблен и уничтожен.

Через 60 лет после падения Иерусалима на его руинах начинается строительство нового города — Элии Капитолины, сначала как римского военного лагеря. Через 2 года, то есть в 132 году, во время восстания Бар-Кохбы, евреи занимают то, что осталось от их столицы, и даже строят временный Храм. В 135 году римляне одержали победу над восставшими.

Кардо
Город того времени напоминает другие римские города, представляя собой прямоугольник, разбитый улицами, пересекающимися под прямым углом. Центральной улицей является Кардо,  широкая и украшенная колоннадой. На горе Мориа был построен храм Юпитера. Евреям вход в город был строжайше воспрещен.

В городе начинают появляться христиане. Возникает община христиан, а в 324 году власть в городе переходит к императору Восточной Римской империи Константину, ставшему христианином. В 335 году происходит строительство храма Гроба Господня, главной христианской святыни. До 638 года Иерусалим принадлежит византийцам (за исключением 15 лет, с 614 по 629 годы, когда городом владели персы). В 638 году арабский халиф Омар ибн аль-Хаттаб становится властителем Иерусалима, начинается многовековая мусульманская эпоха.

Здаесь Вы можете посмотреть фотографии Иерусалима.

 

ilgid.ru

Метки:
Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Error