Warning: session_start() [function.session-start]: open(/home/users/t/trdd499/tmp/sess_5f3cf23c7a98822899044f89a924eaf8, O_RDWR) failed: Превышена дисковая квота (122) in /home/users/t/trdd499/domains/ilgid.ru/manager/includes/config.inc.php on line 108
Израиль в эпоху эллинизма
Главная » История и религия » Израиль в эпоху эллинизма

Путеводитель по Израилю

для тех, кто путешествует или просто хочет знать больше



Израиль в эпоху эллинизма. Эллинистические Палестина и Иудея

В 333 году до н. э. на северо-западе входящего в состав империи персов Ханаана, в Финикии, появляется армия Александра Македонского. Александр, родившийся в 356 году до н. э., стал царем Македонии в 20 лет, сумел объединить греков (Коринфский союз) и начал войну с Персидским царством. К началу похода в Азию Александру было 22 года.

походы Александра Македонского

Первым делом Александр, лично командуя объединенными македонскими, греческими  и фракийскими войсками, покорил Малую Азию, одержав победу над наместниками персидского царя в битве при Гранике, а также разбив армию самого царя Персии Дария III при Иссе. Финикия славилась богатыми торговыми городами, в удобных гаванях которых к тому же базировался военный флот персов.

Ворота Александру открыли все города Финикии, кроме Тира. Тир, находящийся на острове и хорошо укрепленный, предложил Александру союз и пообещал не оказывать помощи персам в борьбе с македонцами. Александр Македонский, зная, что Тир располагает большим флотом, а потому опасен, принял решение осадить город. После семимесячной осады очередная атака с моря принесла Александру победу. Во время осады и в последовавшей резне погибло 8-9 тысяч жителей Тира, 30 тысяч тирийцев были проданы в рабство (такую цифру называет историк Арриан), 2 тысячи человек были распяты вдоль побережья на крестах. Тир пал в июле 332 года до н. э.

Захватив Тир, греко-македонская армия двинулась через приморские территории современного Израиля к Египту. Не встречая сопротивления, Александр дошел до принадлежавшей филистимлянам Газы. Другие города филистимского Пятиградия подчинились Александру, но Газа, последний город на пути в Египет, отказался признать власть македонского царя. Правитель города Батис набрал армию из набатеев; Газа была отлично укреплена и имела большие запасы продовольствия на случай осады.

Пришельцы начали осаду. Для разрушения стен города, стоявшего на холме, был насыпан высокий вал; кроме того, македонцы делали подкопы под городскую стену, ослабляя ее. Через 2 месяца армия Александра ворвалась в город. В битвах погибли 10 тысяч воинов гарнизона и горожан. Женщины и дети были проданы в рабство, а Батиса казнили, привязав за ноги к колеснице и протащив вокруг города. Газа была заселена жителями из окрестностей, как и ранее Тир. Александр (во время осады он был серьезно ранен) с войском ушел в Египет, который был взят быстро и бескровно.

В 331 году до н. э. греко-македонские войска прошли через земли Израиля на северо-восток, в Месопотамию. В 324 году до н. э. Александр, покорив огромные территории от Адриатики до Северной Индии, завершил свои завоевательные походы. В июне 323 года великий полководец и создатель эллинистического мира умер от неизвестной болезни.

Империя Александра была разделена между его военачальниками (диадохами). В Египте воцарился Птолемей, в Вавилонии — Селевк. Земля Израиля оказалась между этими новыми эллинистическими державами, как между молотом и наковальней. В 301 году до н. э. она досталась Птолемеям.

Греко-македонцы называли побережье Средиземного Моря «Сирия-Палайстина» (Палестинская Сирия, от Филистия, страна филистимлян), тогда как внутренние районы Ханаана носили имя Иудея. Для защиты территорий от Селевкидов и кочевников Птолемеями были созданы многочисленные военные поселения («клерухии»). Солдаты из этих поселений брали в жены местных женщин и оседали на полученных за службу земельных участках. Смешивались не только народы — смешивались культуры; такая культурная смесь, сочетание греческого и восточного, является определяющей чертой эллинизма.

В землях евреев закладывались греческие города. Распространились греческий и арамейский языки, практически вытеснив из повседневной жизни язык древнееврейский. Особенно привлекательной греческая культура была для знатных евреев, так как она расширяла их возможности, позволяла перейти с местного уровня на уровень «большой» эллинистической элиты.

Птолемеевская администрация занималась стратегическим, как сейчас бы сказали, управлением и контролем за налогами. В Иудее большую часть вопросов управления решали  первосвященник и знать. Птолемеи стремились развивать экономику — как местное производство, так и и торговлю. Через Палестину пролегали важные пути: с севера в Египет поступали оливковое масло, зерно, копченая рыба, мясо, сыр, сухофрукты и мед. Через земли Иудеи и Палестины проходил маршрут, по которому на север и запад везли пряности — Путь Благовоний.

В 203 году до н. э. царь Антиох III, Селевкид, прибрежные районы и Иудею. Антиоха III поддерживал еврейский Совет старейшин (этот совет часто называют греческим словом «герусия»). На стороне Селевкидов выступал и еврейский первосвященник Симеон Праведный. Антиох III позволил евреям жить в соответствии со своими национальными и религиозными традициями (хотя эллинизм к тому времени уже значительно изменил еврейское общество, особенно городское), а членов герусии освободил от части налогов.

Царь Антиох IV, пользуясь поддержкой преданного ему первосвященника Ясона и части еврейской аристократии, попытался превратить Иерусалим в эллинистический полис — Антиохию. Вскоре первосвященство выкупил у Антиоха Менелай; он и его братья Симеон и Лисимах были еще более радикальными эллинистами, чем Ясон. Менелай использовал сокровища, хранящиеся в Иерусалимском Храме, чтобы одарить царя — это вызвало гнев народа и стало причиной беспорядков. Некоторые члены герусии обратились к Антиоху с просьбой заменить Менелая, за что поплатились жизнью; после этого беспорядки превратились в настоящее восстание. Справиться с восстанием не помогло ни присутствие Антиоха,  ни возведение греческой крепости Акра в центре города, ни введение в Акру постоянного греческого гарнизона.

Евреи стали выселяться из Иерусалима — частью сами, частью по приказу властей. Восстание продолжало набирать силу. Так как восставшие провозглашали своей целью защиту еврейской веры и обычаев, Антиох начал гонения на иудаизм. В Храме стали почитать Зевса — верховного бога греческого пантеона (очевидно, Менелай и его приверженцы считали Зевса просто одним из имен или лиц иудейского бога). Затем в Храме ввели культовую проституцию, которая была нормой для греков, но никак не могла быть принята большинством евреев. В конце 167 года до н. э. в еврейских землях было под страхом смерти запрещено соблюдать субботу, праздники и законы кашрута, делать обрезание.

Во главе восставших евреев становятся братья Маккавеи из священнического рода Хасмонеев. К 165 году до н. э. Маккавеи устанавливают контроль над Иудеей, а в декабре 164 года до н. э. взяли Иерусалим. Началось возрождение еврейской веры и государственности.

ilgid.ru

Метки:
Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Error