Warning: session_start() [function.session-start]: open(/home/users/t/trdd499/tmp/sess_8d5b73de88b517db716b7003b598fbdf, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in /home/users/t/trdd499/domains/ilgid.ru/manager/includes/config.inc.php on line 108
Иудейская секта ессеев
Главная » История и религия » Иудейская секта ессеев

Путеводитель по Израилю

для тех, кто путешествует или просто хочет знать больше



Иудейская секта ессеев

В начале II столетия до нашей эры на территории Палестины появляются ессеи. Первое упоминание об ессеях датировано 145 годом до н.э. Секта кумранитов, или ессеев – лишь одна из сект, во множестве возникавших на востоке Римской империи, но эта секта сыграла совершенно особую роль в развитии авраамических религий и в истории человечества.

один из кумранских свитков
В отличие от других древних направлений иудаизма – саддукеев, фарисеев, зилотов  – ессеи не упоминаются в христианском Новом Завете. Однако, секта ессеев упоминается у писателей Филона Александрийского, Иосифа Флавия, Плиния Старшего. О них говорили таже Климент Александрийский, Ипполит Римский, блаженный Иероним и другие.

Плиний Старший сообщает, что «ессены» (то есть ессеи) – это племя, проживающее к западу от Асфальтового озера (так в древности называлось Мертвое море). Римский историк называет ессенов самым удивительным племенем в мире, потому что у племя не знает женщин, плотской любви и денег. Племя увеличивается за счет пришельцев, которых утомила жизнь. Свидетельство Плиния Старшего относится к середине I века нашей эры.

Филон Александрийский в своем труде «О том, что каждый добродетельный свободен», также пишет об ессеях. Он сообщает, что в Сирии-Палестине проживает более 4 тысяч ессеев. Они живут уединенно в сельских поселениях, занимаясь земледелием и ремеслами (при этом ремесленники-ессеи не занимаются изготовлением оружия). Торговлей ессеи тоже не занимаются, поскольку осуждают корыстолюбие и всякую собственность.

Филон пишет, что для членов ессейской общины характерна общность имущества и совместный труд, все заработанные общиной деньги вносятся в общую кассу. Питаются ессеи совместно, запасы одежды принадлежат общине. Ответственные за хозяйство лица избираются голосованием. Рабы у ессеев отсутствуют, а институт рабства осуждается.

Сообщаемые древними и раннесредневековыми писателями сведения в целом совпадают с картиной, которая возникает при изучении рукописей Мертвого моря, или Кумранских рукописей – это порядка 900 свитков, обнаруженных с 1947 по 1956 год в одиннадцати пещерах местности Кумран (находится к северо-западу от Мертвого моря). В частности, сообщения Плиния Старшего и Филона Александрийского о пополнении общины ессеев новыми членами за счет добровольцев находит подтверждение в рукописях Кумрана, где новички названы «митнаддебим» (те, кто добровольно предает себя общине).

Весьма интересно и подробно пишет о ессеях Иосиф Флавий. Кроме того, этот политический деятель и историк утверждает в своей автобиографии, что провел в молодости целый год среди ессеев и был послушником у Банна, пустынника-ессея. Что может быть интереснее рассказов очевидца? Нужно лишь учесть, что ессеи появились задолго до Иосифа Флавия, и то, что описал Флавий, происходило у ессеев уже после примерно двухсот лет существования секты. К тому времени мировоззрение и социально-бытовая организация ессеев претерпели серьезную эволюцию.

Любопытно упоминаемое Флавием существование у ессеев двух ветвей, которые сходны по образу жизни и обычаям, но отличаются в вопросе отношения к браку. Одна ветвь ессеев отвергала брак, а другая позволяла брачные отношения, но лишь для продолжения рода.

Флавий вслед за Филоном Александрийским пишет о презрении ессеев к богатству и общности их имущества. Вознамерившийся вступить в общину неофит передавал ей свое имущество. Внутри общины торговля отсутствовала, члены общины делились имуществом друг с другом. Иосиф Флавий пишет о внутренней организации общины и о ее быте больше, чем другие авторы.

Общины ессеев  были замкнуты и закрыты для чужаков (кроме тех, конечно, кто собирался стать ессеем). Тайны общины сохранялись очень строго, существовал запрет передавать посторонним догматы ессейской веры или имена Божьи (или ангелов).

Вступление в общину происходило в соответствии с определенным порядком и предполагало трехлетний подготовительный срок. Прозелит допускался к ритуальному омовению только через год, а к общей трапезе — только через три года. Вступающие в общину давали своеобразные клятвы. Среди общинников существовала определенная иерархия (обусловленная возрастом или принадлежностью к определенному роду), всего существовало четыре слоя, или класса. Флавий отмечает, что всеми делами ессеев ведают выбранные общиной лица. Порядок в общине поддерживался через повиновение старшим, подчинение воле большинства и строгую регламентацию всех действий (вплоть до гигиены естественных отправлений).

Правосудие осуществлялось на особых заседаниях, требовавших присутствия не менее ста членов общины. Приговор такого заседания не мог быть обжалован или отменен. Нарушитель правил наказывался исключением из общины. Поскольку общинник в силу привычек и клятв не мог принимать пищу вне общины, он вскоре погибал от голода (Флавий сообщает, что многих наказанных, уже находящихся на грани смерти, принимали обратно).

Внутренняя жизнь общины проходила по заведенному распорядку и состояла из чередования обязательного совместного труда, совместных же трапез, выполнения обязанностей религиозного и общественного характера. Каждая трапеза начиналась и завершалась молитвой, которую творил жрец при участии общинников. Флавий говорит, что ессеи не приносили жертв, верили в бессмертие души и божественное предопределение, строго соблюдали субботу и пищевые запреты.

Об ессеях не раз упоминали античные и раннесредневековые христианские писатели. Их высказывания интересны тем, что ессеи рассматривались в сопоставлении с христианами. А сходство между ессеями-кумранитами и ранними христианами действительно имелось, и немалое. Так, в ессейских общинах имелась должность «надзирателя», что соответствует христианскому институту епископов. Трапезы кумранитов весьма напоминали раннехристианские трапезы-агапы (и у тех, и у других общая трапеза была священнодействием). В общине Кумрана молились, обращаясь не в сторону Иерусалима (как было принято у иудеев вообще), а к востоку, как это делали христиане (в это направлении обращены алтари православных церквей). Как и у ессеев, раннехристианские общины имели общую собственность; так было, например, в Иерусалимской общине, которую возглавлял апостол Петр.

Ессейская община управлялась коллегией из 12 жрецов, что соответствует 12 апостолам христианства. Имелись совпадения в лексиконе общин. Особенно интересно, что ессеи именовали себя «общиной Нового Совета». Все это стало поводом для гипотезы, согласно которой христианство является ветвью ессейской секты или по крайней мере вышло из этой разновидности иудаизма.

ilgid.ru

Метки:
Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Error