Warning: session_start() [function.session-start]: open(/home/users/t/trdd499/tmp/sess_90e6a33c8e5b26b79b9756030be66662, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in /home/users/t/trdd499/domains/ilgid.ru/manager/includes/config.inc.php on line 108
Хасиды и хасидизм
Главная » История и религия » Хасиды и хасидизм

Путеводитель по Израилю

для тех, кто путешествует или просто хочет знать больше



Хасиды и хасидизм

Во II веке до нашей эры в иудаизме возникло течение, направившее услилия на противостояние эллинскому влиянию. Представители этого течения назывались «хасидим» (благочестивые). В первой половине XVIII века на территории Польши возник новый хасидизм. О нем и пойдет речь.

хасиды

Основателем движения хасидов был Исраэль бен Элиэзер, рабби Бааль Шем Тов (Бешт), живший в Подолье (современная Украина) в 1698 — 1760 годах. Бааль Шем (ивр. обладатель Имени) — каббалист, который благодаря знанию тайного божьего имени может творить чудеса (например, создавать из глины и оживлять големов, изгонять демонов, предотвращать пожары и погромы); тов — ивр. хороший.

Хасидская легенда сообщает, что отцу Исраэля явился пророк Элиягу и предсказал рождение великого сына. В молодости Исраэль получает от знаменитого еврейского мага из Вены Адама Бааль Шема некие письмена. Посл 1734 года Бааль Шем Тов получает широкую известность как мудрец и целитель, который умеет делать эффективные талисманы и изгонять духов. Предания говорят, что Бааль Шем Тов вызвал Сатану и сумел получить от князя тьмы тайное имя Бога.

С 1740 года Бааль Шем Тов осел в Меджибоже (ныне поселок в Хмельницкой области  Украины). Здесь оформляется учение Бешта. Основой хасидизма становится Каббала, понимаемая не как методика интеллектуального развития или сборник инструкций по оперативной магии (хотя некоторые магические элементы сохраняются), а как руководство для нравственного совершенствования. Великой целью хасидов становится единение с Богом (двекут), основанное на религиозной страсти. Достижение состояния «двекут» означало  постоянное присутствие Бога в жизни адепта. Блаодаря Бешту союз с Богом, много веков остававшийся достоянием самых продвинутых раввинов, стал доступен даже неграмотным евреям; для достижения единения с Богом, учил Бааль Шем Тов, достаточно полностью отдаться служению Создателю через исполнение его заповедей-мицвот.

Бааль Шем Тов умирает в 1760 году, успев передать свою теорию ученикам. После смерти Бешта движение хасидов возглавил Дов-Бер (Магид, то есть проповедник, из Межерича, жил в 1704 — 1772 годах). Он перенес центр хасидизма в Межерич (ныне Ровненская область Украины) и изобрел институт хасидских эмиссаров, рассылая теоретически подкованных и энергичных людей по окрестным городам и весям с целью вербовки новых адептов. Дов-Бе, будучи человеком ученым, значительно обогатил учение хасидизма, хотя своей собственной рукой никаких теоретических работ, как и Бешт, не создал. В 1781 году вышла в свет книга изречений Дов-Бера, записанных его учеником и родственником Соломоном из Луцка.

После смерти Дов-Бера хасидское движение распалось на несколько ветвей: польскую (рабби Элимелех бар Элиэзер-Липа Вайсблюм из Лежайска), волынскую (рабби Леви Ицхак бар Меир Дербаремдикер из Бердичева), белорусскую (основатель Хабада рабби Шнеур Залман бар Барух из Ляд) и другие.

Рабби Элимелех разрабатывает учение о цадике (праведнике) как опосреднике между простыми людьми и Создателем. Цадик освящает собою то место, где живет, может излечивать болезни и бесплодие. Люди должны поддерживать цадика материально, чтобы цадик мог посвятить свою жизнь общению с Создателем. Место цадика наследуется по мужской линии.

В 1772 - 1793 годах происходит раздел Польши между Россией, Пруссией и Австрией, в результате чего хасидские центры оказываются включенными в Российскую империю. Когда в 1772 году земли Белоруссии присоединяются к России, Шнеур Залман призывает хасидов не бояться перемены. Сам рабби Шнеур Залман жил в городе Лиозно (Витебская область современной Белоруссии), но его сын Дов Бер переезжает в Любавичи Смоленской области — здесь возникает центр хасидского течения Хабад (любавичский хасидизм).

Видным представителем хасидов был ученик Бешта цадик Менахем Нахум Тверский (1730 — 1798 годы). Менахем создал чернобыльскую школу хасидизма. Правнук Бешта, рабби Нахман из Брацлава (1772 — 1810 годы) стал основоположником  брацлавской ветви, распространенной в районе города Винница, Украина. Незадолго до смерти рабби Нахман переезжает в Умань (сейчас город в Черкасской области). В наше время могилу брацлавского рабби каждый год на праздник Рош а-Шана посещают более 20 тысяч хасидов.

Долгое время хасиды находились в конфликте с ортодоксальными евреями-митнагдим (литваками), которые во главу угла ставили изучение Талмуда. Постепенно хасиды также стали изучать Талмуд и стали одним их движений ортодоксального иудаизма. Фактически сегодня существует три направления ортодоксального иудаизма — уже названные литваки и хасиды, а также «вязаные кипы» — последователи Авраама Ицхака Коэна Кука (1865 — 1935 годы).

Первая мировая война и октябрьская революция в России оказала сильное влияние на хасидов. Многие из них покинули пределы России, те же, кто остались, в значительной части ассимилировались с городским населением. Лидер любавичских хасидов ребе Менахем Мендл Шнеерсон в 1927 году покинул СССР (обосновался в Нью-Йорке в 1941 году), и сделал это вовремя — вскоре (1935 год) хасидское движение было объявлено контрреволюционным. В 1938 году арестован как участник террористической организации и расстрелян раввин Москвы хасид Шмарьягу Йегуда Лейб Медалье. Хасиды СССР ушли в подполье. В настоящее время в России существует два главных раввина, один из которых — Берл Лазар — является любавичским хасидом.

В современном мире хасиды, включая приверженцев движения Хабад, живут замкнутыми общинами. В Израиле хасиды компактно живут в иерусалимском районе Меа Шеарим и городе Бней Брак. В период с 1881 по 1915 год с территории Российской империи в США уехали примерно два миллиона евреев, среди которых было много хасидов. Большая община североамериканских хасидов существует в Нью-Йорке. 

Хасиды Израиля участвуют в политической жизни страны. Некоторая часть израильских хасидов входит в правое крыло религиозно-политических движений и выступает за строительство еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газы. Однако, существует и хасидское движение Нетурей Карто (арам. Стражи города), приверженцы которого выступают против сионизма и существования государства Израиль, занимая пропалестинскую сторону в конфликте Израиля и арабского мира.

ilgid.ru

Метки:
Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Error