Warning: session_start() [function.session-start]: open(/home/users/t/trdd499/tmp/sess_9b0b6e76b7bc3cf7031257cc3e1132e3, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in /home/users/t/trdd499/domains/ilgid.ru/manager/includes/config.inc.php on line 108
Еврейский семисвечник – менора
Главная » История и религия » Еврейский семисвечник – менора

Путеводитель по Израилю

для тех, кто путешествует или просто хочет знать больше



Еврейский семисвечник – менора

Менора (с иврита переводится как лампа, светильник) – это применявшийся в еврейских богослужениях храмовой эпохи семирожковый светильник из золота, один из главных символов иудаизма и еврейства вообще.

Менора и ханукия
Примитивные семисвечники были обнаружены при раскопках святилищ Ханаана и Сирии, относящихся к XVIII-XV столетиям до нашей эры. Таким образом, семисвечники применялись на территории Эрец-Исраэль задолго до прихода в эти края древнееврейских племен. Однако, у этих светильников нет характерных для меноры рожков, обычно имеются просто семь углублений для масла или чашечек.

Как сообщает древнее предание, менору предстояло изготовить в точном соответствии с указаниями Всевышнего, которые были даны пророку Моисею. Однако, инструкции оказались настолько сложными, что Творец в конце концов сделал для избранного народа семисвечник сам. Во времена скитаний по пустыне менора находилась в Скинии – походном храме древних евреев. Когда при царе Соломоне был построен храм в Иерусалиме, менору перенесли туда.

Менора была изготовлена из цельного слитка золота весом в один талант (около 34,5 килограммов) и имела центральный ствол, от которого симметрично отходили шесть изогнутых ветвей, с каждой стороны по три. Каждая ветвь разделялась на отрезки двумя «бокальчиками»-цветками и завершалась третьим. На центральном стволе было четыре таких цветка – в месте ответвлений и наверху. Горелки меноры были съемными и предназначались для горючего масла. Менора была украшена и другими элементами растительного орнамента.

Исследователь-израильтянин Ури Офир полагает, что горелки светильника имели форму цветов лилии вида Lilium candidum. Если смотреть на цветок лилии сверху, он удивительно напоминает еврейскую шестиконечную звезду – маген давид.

Другие исследователи считают, что форма еврейской меноры соответствует форме растения Salvia palaestinae (разновидность шалфея, в древности имевшая название «мориа»). Будучи высушен на плоской поверхности, этот шалфей становится очень похожим на светильник-менору.

Талмуд указывает на то, что менора имела высоту в 18 ладоней (примерно полтора метра), а также ножки высотой в три ладони. Ветви семисвечника имели размах в 9 ладоней. Для зажигания светильника священнослужитель поднимался по трем ступеням, на второй из них находились масло для меноры, щипцы из золота и другие предметы для обслуживания семисвечника. Сама лестница в эпоху Скинии была изготовлена из акации, а при Соломоне стала мраморной.

Оливковое масло для храмового семисвечника употреблялось только чистейшее, первого отжима. Зажигание меноры происходило в сумерки, а горелки очищались по утрам.

Семисвечников было несколько. Вероятно, они не раз уничтожались или увозились захватчиками в качестве военной добычи. Так, в 568 году Иерусалимский храм был разрушен царем Нововавилонского царства Навуходоносором, и золотые светильники также пострадали. В 169 году до нашей эры золотая менора была захвачена воинами греко-сирийского правителя Антиоха IV и вывезена в Сирию. После взятия и разграбления Иерусалима римлянами в столицу империи было вывезено один или два светильника, похожих на тот, что находился в Храме.

По утверждению Иосифа Флавия, менора попала в Рим и оказалась в храме богини Мира, построенном Веспасианом. Одержавший победу над евреями Тит удостоился возведения в его честь триумфальной арки, позже разрушенной и заново отстроенной при императоре Домициане. Эта арка, называемая Аркой Тита, сохранилась до наших дней. Среди украшающих арку барельефов имеется и детальное изображение меноры. Именно оно было перенесено на государственный герб Израиля.

Вскоре после изгнания евреев из Палестины (если точнее, примерно со II века нашей эры ) семисвечная менора становится символом иудаизма и в качестве такового украшает саркофаги евреев и стены их гробниц. Талмуд запретил делать точные копии предметов утвари разрушенного Храма, поэтому менора изображается без деталей или имеет иное, чем у оригинального светильника, число ветвей (например, четыре или девять).

Затем менора появляется как элемент декора синагог. В Средние века символизм меноры становится частью учения Каббалы (у каббалистов менора соответствиует Древу Сфирот). Менора помещается на амулеты, перстни, сосуды и другие предметы, попадает на оклады религиозных книг.

В наши дни в Иерусалиме можно видеть репродукцию храмовой меноры в натуральную величину. Эта модель меноры была изготовлена Институтом изучения Храма на основании различных религиозных и исторических источников.

Частью еврейских религиозных обрядов стало зажигание особой девятисвечной меноры в течение праздника Ханука. Такая менора называется ханукия (с ударением на последний слог). Раньше ханукальный светильник представлял собой гнезда для свечей или масляные светильники, укрепленные на задней пластинке. В праздник такой светильник подвешивался на стену. Сегодня наиболее распространены ханукии, напоминающие храмовую менору. Вообще ханукия может иметь любую форму, лишь бы восемь из девяти светильников располагались на одном уровне и, будучи зажжены, не сливались в одно пламя.

ilgid.ru

Метки:
Комментарии:
Денис 30 Ноя 2013 в 20:07 # Ответить
В Средние века символизм меноры становится частью учения Каббалы (у каббалистов менора соответствиует Древу Сфирот). ------------ Не надо выдумывать, Древо Жизни (Мировое Древо) — это композиция 10 Сфирот совсем не похожа на менору и не имеет к ней никого отношения...
Administrator 04 Дек 2013 в 21:42 # Ответить
Не будем далеко ходить, Википедия:

Cемь ветвей воплощают семь нижних сфирот. Центральный ствол символизирует сфиру Тиферет — источник «изобилия», которое перетекает в остальные шесть сфирот. Масло символизирует внутреннюю душу сфирот, источник которой — Эйн Соф (Вечный источник).
Андрей Азанов 11 Июл 2014 в 07:14 # Ответить
Есть еще одна версия возникновения звезды Давида. Эта версия чисто математическая. Она отражает уровень древних знаний в области полиномиальной математики. Уровень этот достаточно высок даже по современным меркам.
Всем, кто этим интересуется неплохо бы знать, что звезда Давида получается поточечным построением графически-алгебраического расчета двумерного полинома 4 степени.(этот алгоритм называется игра в крестики-нолики с двумерными полиномами, но если я получу одобрение, то переименую в алгоритм Давида, по имени его первого автора)

По такой версии, царь Давид обладал превосходными математическими знаниями, был очень хорошим ученым, возможно лучшим на всем цивилизованном пространстве того времени.

ОтменитьДобавить комментарий

Error