Warning: session_start() [function.session-start]: open(/home/users/t/trdd499/tmp/sess_7ae3f3e7e44edecadfd6dcf330598dbc, O_RDWR) failed: Превышена дисковая квота (122) in /home/users/t/trdd499/domains/ilgid.ru/manager/includes/config.inc.php on line 108
Учение Каббалы
Главная » История и религия » Учение Каббалы

Путеводитель по Израилю

для тех, кто путешествует или просто хочет знать больше



Учение Каббалы

Каббала (в переводе с иврита это слово означает «получение») является эзотерическим ответвлением иудаизма, которое выросло из древних корней в эпоху средневековья и в упрощенно-коммерческом варианте обрело необыкновенную популярность в наши дни. Раввины утверждают, что Каббала – это мудрость, полученная от Создателя пророком Моисеем (Моше Рабейну) и с тех пор изустно передающаяся среди еврейских мудрецов.

учение Каббалы
Каббала является частью так называемой Устной Торы (Мишна и Талмуд). Иудейская религиозная традиция различает четыре уровня понимания Торы, которые называются «пшат» (простое понимание), «ремез» (намёк), «драш» (толкование смысла) и «сод» (тайна). Каббала — представляет собой четвертый, наивысший уровень понимания Торы, «сод». Поэтому учение Каббалы невозможно усвоить без глубокого предварительного изучения первых трех уровней. Существует правило, согласно которому к изучению Каббалы может быть допущен только мужчина-еврей, достигший сорокалетнего возраста.

Сегодня существуют многочисленные учителя некой «науки Каббалы», которые стремятся монетизировать интерес к древней иудейской мистике. Эти псевдоучителя говорят, что учение Каббалы доступно даже неевреям всех возрастов, что Каббала – это не органичная часть иудейской религии, а прикладная наука. Конечно, такая современная «Каббала» — это не более чем глупая пародия.

Каббала – это традиция, она представляет собой непрерывную цепь передачи знаний от учителя к ученику. Еврейские мудрецы полагают, что с изучением Каббалы связаны большие технические сложности, включая вероятность материализации каббалистических понятий, что может нанести непоправимый вред изучающему и окружающим. Кроме того, в изучении Каббалы можно преуспеть лишь в случае систематических многолетних занятий, требующих гигантской работоспособности  и своеобразного стиля мышления.

Все это заставляло мудрецов с великой осторожностью относиться к распространению каббалистического учения. Передавать Каббалу разрешалось лишь тому, кто по многим признакам был достоин знания. Каббалисты стремились предотвратить передачу тайной мудрости к людям умным и энергичным, но лишенным чистоты. Горький пример попадания знаний Каббалы к недостойному человеку, как полагают некоторые раввины – история лжепророка Шабтая Цви.

Поскольку подлинные тайны учения еврейской Каббалы нам недоступны, пройдемся хотя бы по самым верхам.

Древнейшим источником того, что впоследствии названо Каббалой, явилась мистическая еврейская литература, основанная на книге Бытия и книге пророка Иехезкеля. Предпосылки Каббалы содержатся также в некоторых частях Талмуда и апокалиптической литературе — книге Эноха и четвертой книге Эзры. Еврейский мистицизм нашел отражение в небольших книгах, написанных в раннем средневековье (вроде «Алфавита рабби Акивы» и «Мидраш Конен»).

Важнейшим источником каббалы считается «Сефер-иецира» (то есть «Книга творения»), созданная между II и IX столетиями. В центре книги находится описание 22 букв еврейского алфавита и десяти сфирот-первочисел. Следует отметить, что понятие «сфира» («сфирот» во множественном числе) стало одной из базовых категорий Каббалы. Десять сфирот – это десять ипостасей Творца. В книге «Сефер-иецира» прослеживается сильное влияние идей неоплатонизма.

В XII столетии в Европе (юг Германии и север Франции) оформляется еврейское эзотерическое течение, которое оказало значительное воздействие на формирование каббалистического иудаизма – Хасидей Ашкеназ (праведники страны Ашкеназ).

Классическая Каббала рождается в Провансе. Очевидно, одной из первых групп, изучающих и практикующих Каббалу, стала группа талмудиста Авраама бен Давида из Поскьера. Сын Авраама бен Давида, Ицхак Сагги Нахор, получивший прозвище Ицхак Слепой, считается первым настоящим каббалистом. Ицхак Слепой создал комментарии к «Сефер-иецира» и оставил себя большое количество изречений.

Вскоре Каббала проникла в Испанию. В испанской области Каталония, в городе Жерона, расцветает испанская ветвь Каббалы. Крупнейшие авторитеты жеронской ветви Эзра бен Шломо и Азриэль Жеронский были учениками Ицхака Слепого. В середине XIII столетия в Кастилии появилась ветвь Каббалы, которое называют Каббалой левого столба. Яркие представители этого направления – братья Яаков и Ицхак Коэны – занимались теорией эманаций зла и демонологией, ввели в Каббалу сексуальные мотивы. Каббалисты Испании особое внимание уделяли экстатическим практикам (может быть, интерес к подобным практиками возник в результате знакомства с мусульманским суфизмом и христианским исихазмом).

Еврейская Каббала расцветает в конце XIII – начале XIV веков. Именно в это время, как полагают специалисты, было написано важнейшее произведение Каббалы – книга «Сефер а-Зоар» (переводится как «Книга сияния»), которая стала для адептов Кабалы священной книгой. Традиция приписывает авторство Зоара рабби Шимону бар Иохаю.

В книге Зоар излагаются центральные теории Каббалы.И основа Зоара – положение о том, что материальный мир является лишь видимой частью незримой реальности, которую невозможно постичь целиком, но к которой может приблизиться посвященный. Каббала Зоара говорит, что мир видимый и мир скрытый едины, и что процессы, происходящие в одном мире, всегда порождают подобные процессы и в другом. Это позволяет человеку, руководствуясь Торой, помогать Всевышнему в творении.

Человек не в состоянии понять тайну Создателя, но может постичь Его эманации – сфирот. Совокупность сфирот образует тело первочеловека Адама Кадмона, или Древо Жизни, в котором заключено все мировое бытие в потенции. Если расположить сфиры по порядку эманации, от начала к концу, получим такой список:

  1. Кетер (корона)
  2. Хокма (мудрость)
  3. Бина (понимание)
  4. Хесед (милосердие)
  5. Гебура (могущество)
  6. Тиферет (красота)
  7. Нецах (вечность)
  8. Ход (величие)
  9. Йесод (основа)
  10. Малкут (царства)


Сфирот находятся во взаимоотношениях, которые составляют тайну гармонического устройства мироздания. Между вышним миром сфирот и человечеством есть взаимосвязь. Сфира Малкут – это мистический образ еврейства, она также ассоциируется с Шхиной, то есть Божественным присутствием в видимом мире. Грехи заставляют удалиться Шхину, что соответствует галуту — изгнанию еврейского народа из Земли Обетованной. Добродетели и соблюдение заповедей-мицвот помогают вернуться и Шхине, и евреям.

У божественных эманаций сфирот имеются темные двойники, клипот («клипа» - кожура, скорлупа), то есть адские миры и демонические силы. По книге Зоар, клипот возникли после грехопадения Адама. Первые три клипы называются Тоху (Хаос), Боху (пустота) и Хошех (тьма). Остальные соответствуют семи уровням иудейского ада и управляются демонами (Молохом, Вельзевулом, Велиалом, Асмодеем и другими).

Примерно к XV столетию Каббала проникает из Испании в Италию. Когда в конце XV века евреи изгоняются из Испании, учение Каббалы вместе с евреями распространяется по Европе, Северной Африке и Ближнему Востоку. После исхода из Испании происходит разделение каббалистического учения два основных направления: «классическое» на основе испанской каббалы, и новое в галилейском Цфате. Среди каббалистов Цфата восходит яркая звезда каббалистической мудрости – Ицхак Лурия.

Основа лурианской Каббалы – учение о связанной с эманацией Божества катастрофе и способах преодоления ее последствий. Лурия учил, что свет, исходящей из Адама Кадмона, которого Творец создал первым, оказался настолько сильным, что сосуды, в которые изливался свет творения, разбились и разлетелись по Вселенной, где стали добычей Зла. В видимом мире эта катастрофа отразилась как галут, рассеяние евреев. Задача человека – помочь частицам вернуться к их источнику.

Каббала в ее лурианском варианте широко распространяется среди евреев, наложив отпечаток на весь последующий еврейский мистицизм, в том числе предопределив появление саббатианства (учение Шабтая Цви) и хасидизма. Интересно, что учение Ицхака Лурии одинаково принимают различные течения в иудаизме.

После Лурии Каббала продолжала существовать и развиваться. Так, польские центры Каббалы существовали до Второй мировой войны, а северо-африканские и йеменские – до создания Израиля и переезда большей части евреев в новое государство. В Израиле Каббала в различных традиционных вариантах изучается и сегодня.

ilgid.ru
Метки:
Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Error