Warning: session_start() [function.session-start]: open(/home/users/t/trdd499/tmp/sess_d17dd4f625e83c32111842807e771819, O_RDWR) failed: Превышена дисковая квота (122) in /home/users/t/trdd499/domains/ilgid.ru/manager/includes/config.inc.php on line 108
Еврейская Тора - "закон" иудаизма. Свиток Торы
Главная » История и религия » Еврейская Тора - "закон" иудаизма. Свиток Торы

Путеводитель по Израилю

для тех, кто путешествует или просто хочет знать больше



Еврейская Тора

Тора в переводе с иврита означает «закон». В Пятикнижии Моисея Торой называется совокупность каких-либо законов и религиозных постановлений, которые относятся к определенной теме, например, «закон (тора) всесожжения». С давних времен и до наших дней Торой обычно называют именно Пятикнижие Моисеево, хотя иногда название распространяется на всю Библию (то есть ТаНаХ – совокупность Пятикнижия, книг пророков и писаний).

Тора
Следует добавить, что иудейская традиция различает Тору Письменную (ивр. Тора ше-би-хтав) и Тору устную (ивр. Тора ше-бе-аль пе), при этом Устная Тора, состоящая из Талмуда и других сборников религиозных текстов, дополняет и толкует Письменную Тору. В широком смысле Торой называется еврейская религиозная традиция в целом.

С точки зрения каббалистов, Тора – это проявление божественной действительности, воспринимаемое человеком как свет, которое наполняет сосуд человеческой души.

Согласно традиции, текст Торы был записан Моисеем со слов Господа. Имеется разногласие по поводу места и сроков написания Торы: некоторые утверждают, что вся Тора была записана в течение 40 дней пребывания евреев на горе Синай, а другие говорят, что Тора создавалась все 40 лет блуждания евреев в пустыне и была завершена незадолго до Моисеевой смерти и вторжения евреев в Ханаан. По мнению рабби Йехуды, сохранившемуся в Талмуде, Пятикнижие было дописано Иисусом Навином.

Рамбам (великий еврейский философ Моше бен Маймон) сформулировал один из основных догматов иудаизма касательно Торы:  верую в то, что Тора дана Моисею Творцом, и что другой Торы не будет.

Поскольку текст Торы, а тем более её глубинный смысл непросты для понимания, на протяжении многих столетий мудрецы стремились оставить простым людям свои комментарии относительно отдельных мест Торы. Некоторые знатоки иудейского закона подготовили комментарии чуть ли не к каждому предложению священной книги. Постепенно Тора обрастала комментариями и дискуссиями о смысле тех или иных слов, которые были записаны во II столетии, образовав Мишну. Впоследствии этот сборник религиозных предписаний, дополненный Гемарой (собрание дискуссий по поводу Мишны, а также иудейских притч и легенд) и составил Талмуд. Другая часть комментариев к Торе вошла в сборники Мидраш и Тосефта.

Комментаторы Торы выделяют в ней несколько слоев. Первый, внешний слой носит название «пшат» (то есть «простой»), это прямой смысл книги. Второй слой — «ремез» (намёк) — он открывается в намеках, содержащихся в тексте, и в соотнесении фрагментов текста с другими фрагментами. Третий слой – это «драш» (смысл). Самым глубоким слоем, который становится доступен лишь избранным, притом после многих лет религиозных штудий и размышлений, является «сод» (тайна).

В синагоге обычно имеется Тора в виде пергаментного свитка. Такая Тора – самый священный предмет иудейского культа. Для хранения свитка Торы используется особый футляр из ткани или из дерева, который в свою очередь помещается в особый шкаф — «арон кодеш». Со свитком Торы надлежит обращаться с почтением. Например, если свиток Торы выносится из синагоги, «прихожане» встают; когда свиток проносят рядом, евреи кланяются ему или стремятся поцеловать футляр. К пергаменту нельзя прикасаться руками, поэтому при чтении свитка применяется специальная указка, которая называется «яд».

Свиток Торы может быть продан лишь в нескольких случаях (необходимы средства на женитьбу, обучение и выкуп пленных). Если свиток падает на пол, община постится на протяжении всего дня, в который произошло несчастье. Можно даже нарушить субботу, если это необходимо для спасения свитка.

В соответствии с правилами иудаизма, каждый еврей должен обладать свитком Торы. Если еврей унаследовал свиток от своего отца, он все равно обязан иметь собственный свиток. Обычно свиток покупают или заказывают писцу, но собственноручное переписывание Торы поощряется особенно. В Талмуде говорится, что тот, кто исправил хотя бы одну букву в свитке, может считаться написавшим весь свиток. В наши дни переписчик Торы пишет первый и последний параграфы контуром, а члены еврейской общины дописывают свиток в ходе церемонии «сиюм Тора» (то есть завершение Торы).

Изучение Торы представляет собой одну из важнейших заповедей иудаизма. Кроме того, еврей обязан почитать знатоков Торы. Если по каким-либо причинам изучение Торы не представляется возможным, еврею следует оказать поддержку тем, кто может изучать священную книгу. При этом изучение Торы неевреями запрещается – можно выучить лишь 7 заповедей Ноевых потомков, а также связанные с ними фрагменты.

ilgid.ru

Метки:
Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Error