Warning: session_start() [function.session-start]: open(/home/users/t/trdd499/tmp/sess_269575d07af73ae8794f790290db7acc, O_RDWR) failed: Превышена дисковая квота (122) in /home/users/t/trdd499/domains/ilgid.ru/manager/includes/config.inc.php on line 108
Демография Израиля: тенденции и проблемы
Главная » Политика и общество » Демография Израиля: тенденции и проблемы

Путеводитель по Израилю

для тех, кто путешествует или просто хочет знать больше



Демография Израиля: тенденции и проблемы

Для начала: Израиль является исключением из демографической закономерности, предписывающей странам с высоким образовательным уровнем иметь низкие показатели рождаемости; здесь, несмотря на очень высокий уровень образования, на одну женщину приходится 2,44 ребенка, тогда как в странах Европейского Союза, например — менее двух.

демография в Израиле

Некоторые демографические показатели по Израилю, 2011 год:

  • Общая численность населения — 7 473 052;
  • Мужчин — 3 747 005 (немногим более половины);
  • Плотность населения — 338,6 человек на кв. км (больше, чем в Японии, но меньше, чем в Индии);
  • Городское население — 92,0 %;
  • Средний возраст израильтян — 29,4 лет.

Традиционным пугалом для доверчивых граждан является тема катастрофического прироста численности арабского населения Израиля по сравнению с еврейским. С 60-х годов XX века в демографической науке Израиля укрепилась теория о «демографической гибели» еврейского государства в результате увеличения числа арабов. Основателем этой теории считается Роберто Баки, профессор Еврейского Университета в Иерусалиме, предсказавший, что в 2001 году израильские евреи будут составлять 33% от населения страны. Борцом с демографическими теориями такого рода стал Йорам Этингер.

Чуть больше о нем. Доктор Йорам Этингер — политолог, демограф, преподаватель Еврейского университета. Бывший генеральный консул Израиля в Хьюстоне, США (1985 — 1988), директор пресс-службы правительства Израиля (1988 — 1989), израильский представитель в ранге посла при Конгрессе США (1989 — 1992). Сотрудник Американо-израильской группы демографических исследований (AIDRG), она же «Цемед», а также Ариэльского центра политических исследований.

Этингер заявляет: с 1995 по 2011 годы ежегодное число новорожденных евреев выросло на 56 %, тогда как численность новорожденных арабов увеличилась лишь на 10 %. На каждого новорожденного араба в 1995 году приходилось 2,3 новорожденных еврея, в 2011 году — уже 3,1. Если в 1969 году разница между рождаемостью израильских евреев и арабов в расчете на одну женщину составляла 6 новорожденных, то к 2011 году эта разница стала практически неощутимой — 0,5. В столице Израиля еврейки уже сейчас рожают больше — коэффициент еврейской рождаемости составляет 4,3 против 3,9 у арабов (источник: http://www.zman.com/news/2011/12/29/117168.html).

Рождаемость среди евреев Израиля выше, чем в большинстве арабских стран, впереди только Ирак, Йемен, Саудовская Аравия и Сирия. Сейчас в Израиле проживают более 6 миллионов евреев — это 66 % населения страны. Это — с учетом территорий Иудеи и Самарии, без учета этих территорий — более 75 %. Кстати, эмиграция арабов из Иудеи и Самарии еще с 1950 года превышает иммиграцию на эти территории. Большинство уезжающих находится в репродуктивном возрасте. Этингер утверждает, что в 2011 году на территориях Иудеи и Самарии проживали не 2,5, как принято считать, а только 1,6 миллиона палестинцев.

Особая проблема — Иерусалим. После строительства разделительной стены к востоку от города (начато в 2003 году) многие арабы утратили возможность найти работу, и в конце концов около 40 тысяч арабов переселились в Иерусалим. По состоянию на 2009 год евреев в Иерусалиме было примерно 475 тысяч человек — чуть менее 62 % населения столицы. Все тот же Этингер говорит в интервью «Хадашот ХАБАД» в 2007 году, что не все так плохо и в Иерусалиме:

В еврейском секторе гораздо больше молодых семейных пар, способных увеличивать свое потомство...У иерусалимских евреев кривая роста рождаемости быстро поднимается вверх. А у арабов, во всяком случае, людей среднего класса, медленно ползет вниз (источник: http://gazeta.rjews.net/etinger1.shtml).

Итак, арабов не станет в Израиле больше, чем евреев. Пойдем дальше. Прирост еврейского населения обеспечивается в основном за счет трех демографических групп: новых репатриантов, поселенцев и ультаортодоксов.

По данным Еврейского агентства Сохнут и Министерства абсорбции Израиля, в 2009 году в в страну переехали 16 244 репатрианта, в 2010 году — 17 882, в 2011 — 21 300 человек (источник: http://www.zman.com/news/2011/09/21/110487.html).

Таким образом, поток репатриантов хотя и не достигает уровня 90-х годов прошлого века («большой алии» из СССР и стран, возникших после его распада), но остается существенным и в последние годы даже растет.

Теперь поселенцы. В 1999 году Самуил Гиль писал (http://www.vestnik.com/issues/1999/0525/koi/gil.htm):

Второй существенный источник еврейского прироста - семьи поселенцев Иудеи, Самарии и сектора Газы. Несмотря на тяжелые условия жизни и относительную немногочисленность, поселенцы уже полтора десятка лет имеют прирост населения на 9-10% в год. Этому способствуют высокая рождаемость (в среднем 4,7 ребенка у одной женщины детородного возраста) и приток сионистски настроенных евреев из пределов "зеленой" черты.

C 15 по 22 августа 2005 года Израиль, выполняя План одностороннего размежевания Ариэля Шарона, принудительно эвакуировал с территории сектора Газы 8 500 поселенцев. Однако, еврейское население Иудеи и Самарии продолжало быстро расти и к концу 2009 года составило примерно 300 тысяч человек (для сравнения — по итогам 2005 года в Иудее и Самарии проживали менее 250 тысяч евреев).

Сайт израильского 7 канала приводит следующие данные:

Если в 1983 году на долю поселений Иудеи и Самарии приходилось лишь 0,6% населения Израиля, то в 1989-м - 1,5%, в 1995-м - 2,4%, в 2000-м - 3%, в 2005-м - 3,5%, в 2006-м - 3,7%, в 2007-м - 3,8%, а в 2008-м - уже 3,9% (источник: http://www.7kanal.com/article.php3?id=254452)

Что качается ультраортодоксального еврейского сектора, доктор Этингер говорит, что здесь рождаемость пошла на спад, поскольку ультраортодоксы вынуждены интегрироваться в рынок труда; в качестве еще одной причины называется расширение числа лиц, проходящих службу в Армии обороны Израиля.

Тем не менее, ультраортодоксы-харедим имеют очень высокий уровень рождаемости, превышающий таковой у арабов. В начале 80-х годов ХХ века в ультраортодоксальном секторе израильского общества на одну женщину, находящуюся в детородном возрасте,  приходилось 6,5 детей в среднем; в 1995 - 1996 годах - уже 7,6. В 2001 году в городе Бейтар-Илит, населенному ортодоксальными иудеями, на одну женщину приходилось 8,9 детей!

С 1979 по 1995 год общая численность харедим в Израиле удвоилась: было 140 тысяч, стало 290 тысяч. В настоящее время численность ультраортодоксов в Израиле составляет около 700 тысяч человек.

В середине 2000-х годов рождаемость у харедим действительно стала падать (в это же время начинается спад рождаемости среди арабов). Это снижение рождаемости можно объяснить тем, что в 2003 году были значительно урезаны правительственные субсидии на многодетные семьи (ультраортодоксальные семьи в массе своей бедные и зависят от государственных дотаций). В 2011 году на каждую женщину детородного возраста из семьи харедим приходилось 6,5 детей - это очень много и превышает показатели рождаемости любых арабских стран.

Доля еврейских детей, которые приходят в первый класс светских государственных школ, за последние 10 лет сократилась с 60,5 % до 55,7 %, при этом доля первоклассников, поступающих в ультраортодоксальные школы, увеличилась с 20,3 до 24,7 %.

В религиозном неортодоксальном секторе женщина производит на свет в среднем 4,3 ребенка (то есть все равно рождаемость выше, чем у израильских арабов, для которых аналогичный показатель составляет 3,6).

Какие можно сделать выводы?

Евреи в обозримом будущем вряд ли станут меньшинством в Израиле. Но меньшинством могут стать светские евреи, которые и являются тем коллективным субъектом, который создал государство Израиль, обустраивает и содержит это государство сейчас, двигает страну в будущее. Если светские евреи перестанут быть большинством, страна изменится кардинально.

Дальнейшее увеличение доли ультраортодоксов может привести к самым неприятным последствиям для израильского государства и общества в целом. Эта группа населения склонна обособляться от других групп, имеет сложные отношения с государством и с законом. В последнее время наблюдается радикализация харедим, они все активнее вмешиваются в жизнь остальных частей общества, пытаются навязывать свое видение ситуации, свою мораль и нормы поведения.

Значительная часть ультраортодоксов выступает с антигосударственных позиций, не признает государство Израиль. Акции ультраортодоксов, в ходе которых сжигается государственный флаг Израиля, стали частым явлением.

Слова С. Гиля, написанные 12 лет назад, не только не утратили актуальность, но в свете современной ситуации звучат еще более угрожающе:

Факт остается фактом: израильское общество переживает раскол, граничащий с национальной катастрофой... В связи с ускоренным ростом числа религиозных евреев, Израиль в обозримом будущем может потерять имидж светского государства, а межобщинные конфликты еще больше возрастут. Незадолго до выборов в Кнессете прошло голосование по законопроекту правительства, отменяющему решение Верховного суда страны о допуске представителей реформистского и консервативного направлений в иудаизме в религиозные советы городов и поселков. По сути, речь шла об одном из наиболее острых вопросов жизни еврейского государства - религиозном плюрализме. Нетаниягу поддался давлению ультраортодоксальной общины и партий, представляющих «харедим» в Кнессете. Уже сам факт голосования, и более того - результат: 50 - за, 49 - против, показал, какая огромная пропасть разделяет израильтян сегодня. Правы, наверное, были те, кто в дни празднования 50-летия страны предупреждал: не палестинцы и арабский мир в целом станут угрожать существованию еврейского государства, а острая борьба между светским и религиозным Израилем.

Что-то из сказанного об ультраортодоксах относится и к евреям-поселенцам. Они также в основном религиозны (хотя в массе своей не ортодоксы), при этом более, чем ультраортодоксы, заряжены политически (разного рода радикальный сионизм) и с готовностью идут на конфликт с властями, обвиняя израильское государство в предательстве еврейских интересов.

ilgid.ru

Метки:
Комментарии:
Григорий 01 Мар 2014 в 13:40 # Ответить
Было бы хорошо здесь же осветить вопрос о ЛГБТ В стране (какой процент населения сюда входит?) и влиянии этого явления на демографию в обозримом будущем.

ОтменитьДобавить комментарий

Error