Warning: session_start() [function.session-start]: open(/home/users/t/trdd499/tmp/sess_a6fff8dde95c7b0a05891bab93c66310, O_RDWR) failed: Превышена дисковая квота (122) in /home/users/t/trdd499/domains/ilgid.ru/manager/includes/config.inc.php on line 108
Фалаша и фалашмура
Главная » Политика и общество » Фалаша и фалашмура

Путеводитель по Израилю

для тех, кто путешествует или просто хочет знать больше



Фалаша и фалашмура – история и современные проблемы

Официальная израильская статистика указывает, что в 2011 году в Израиле проживали примерно 82 тысячи человек, которые родились в Эфиопии и переехали в Израиль после 1979 года, а также 40 тысяч детей, которые родились в эфиопских семьях после репатриации родителей. Таким образом, выходцы из Эфиопии и их потомки составляют чуть более 1,5 % населения Израиля.

эфиопы
Это сообщество выходцев из Эфиопии делится на две большие общины, или этнокультурные группы. К первой группе относятся эфиопские евреи-фалаши, которые въехали в Израиль на основании Закона о возвращении (а точнее, а основании галахического постановления, вынесенного в 1973 году главным раввином сефардов Израиля Овадией Йосефом). Община фалаша была почти полностью перевезена в Израиль в процессе двух операций — «Моше» (1984–1985 годы) и «Шломо» (1991 год).

Вторая община начала прибывать в страну с 1994 года и состоит из представителей этнорелигиозной группы фалашмура, которые считают себя потомками эфиопских евреев, насильственно обращенных в христианство. В отличие от фалашей, представители фалашмура прибывают в Израиль не по Закону о возвращении, а по Закону о въезде. Необходимым условием для переезда фалашмура в Израиль является готовность перйти в иудаизм (пройти гиюр по облегченному варианту).

Остановимся подробнее на этих двух эфиопских общинах.



Община фалаша


Слово «Фалаша» – из древнеэфиопского языка геэз, означает «пришельцы». Так называли фалашей их соседи амхара (в основном христиане). Сами фалаши именуют себя бета Исраэль, то есть «дом Израиля».

До переезда в Израиль фалаша жили в основном на севере и северо-западе Эфиопии — в районе озера Тана и находящихся к северу от озера горах Сымен. Во второй половине прошлого столетия в Эфиопии насчитывалось порядка 500 деревень фалаша; кроме того в городах Гондер и Аддис-Абеба существовали фалашские кварталы. Главным занятием фалашей в Эфиопии являлось земледелие и разные ремесла —ткачество, изготовление глиняной посуды, кузнечное и ювелирное дело, плетение корзин. Мужчины часто уходили в город на строительство.

Происхождение фалаша до конца не выяснено. Сами бета Исраэль утверждают, что произошли от евреев, попавших в Эфиопию вместе с сыном царя Соломона и царицы Савской Менеликом I. По другой легенде, они являются потомками евреев, которые отделились во времена исхода из Египта и ушли в Эфиопию. Некоторые верят, что их предки появились в Эфиопии после разрушения Иерусалимского храма. Среди ученых распространена версия, что фалаша – это потомки коренного народа северной Эфиопии — агау.

И научные изыскания, и эфиопские хроники говорят о том, что иудаизм проникает в Эфиопию раньше христианства. Возможно, именно распространение христианства стало причиной гонений на тех, кто исповедовал иудаизм. Предки иудаистов-фалашей были вынуждены уйти в удаленные от побережья горные районы, где долгое время сохраняли политическую независимость. Возможно, походы Калеба (царя Аксума) против химьяритского (южноаравийского) правителя Юсуфа Зу Нуваса стали причиной переселения в горный район Сымен некоторого числа аравийских иудеев.

Иудаизм фалашей и эфиопское христианство в значительной мере повлияли друг на друга. Не исключено, что религия фалаша стала результатом развития местного христианства.

Первое упоминание о фалашах относится к IX столетию. Путешественник Эльдад ха-Дани (еврей) полагал, что фалаши – это одно из колен Израиля, а именно колено Дана.

В антропологическом смысле современные фалаша не отличаются от эфиопов-амхара. Однако, в фалашской общине считается, что эфиопские евреи с более темной кожей и с боее негроидными чертами лица — это потомки рабов, бария. Им противопоставляются относительно светлокожие чуа (то есть «красные»), которые якобы посмуглели уже после переселения в Эфиопию. Существует поверье, что чуа вскоре после переселения в Израиль побелеют. Чуа стараются не вступать в брак с бария.

Религия фалашей имеет много отличий от основных направлений иудаизма и представляет собой смешение древне-иудейских (доталмудических), христианских и языческих верований и обрядов. Христианство сильно повлияло на культ. Фалаша сохранили институт священства, утраченный евреями после разрушения Храма. Священники («кахинат», в единственном числе — «кахин», сравните с «коэн») возводили свое происхождение к Аарону. Кандидат на пост священника выбирался общиной, а затем проходил обряд посвящения, которым руководил первосвященник.

Священники могли жениться, но не имели права развестись. Священника отличал тюрбан. Священники кормились платой за исполнение обрядов (молитвы, поминовения и благословения) а также сельскохозяйственной или ремесленнической работой (однако, заниматься кузнечным делом священнику запрещалось).

Синагоги фалашей («месгид») имелись в каждом поселении, где проживал хоть один священник. Традиционный месгид представлял собой простое строение из камня или глины, круглое или прямоугольное в плане. Синагогу можно было отличить по красному сосуду из глины, установленному на крыше. Обычно у месгида имелось два входа: один был направлен на восток (в направлении Иерусалима), а второй — на запад. У северной стены располагался алтарь.

Богослужения у фалашей состояли из молитв-«целоточ» («целот» — в единственном числе) и чтения Торы. Фалашская Тора – это не свиток, а книга. Она вместе с жертвенным ножом, облачением священника и другими культовыми предметами  хранилась в особой части синагоги —  «киддистэ киддусан», или «святая святых», куда мог войти только священник. Жертвенник в виде круга находился у восточного входа.

В жертву приносились различные животные – пасхальной жертвой мог быть барашек, козел или даже бык, благодарственной жертвой во время уборки урожая – не имеющая изъянов корова.

Литература бета Исраэль написана на языке геэз и имеет религиозный характер. Ветхий Завет фалашей отличается от эфиопского христианского Ветхого Завета. В число религиозных книг входят «Тобит», «Мудрость Соломона», «Экклезиаст», «Книга Юбилеев» и другие. Имеются и оригинальное фалашское произведение – книга «Таезазе сенбет» (переводится как «субботние предписания»).

В данной книге Шабат (Сенбет) понимается как высшее женское существо, небесный свет. Вообще, у фалашей Шаббат почитается особым образом. Работать прекращают в полдень пятницы. Подготовка к Шабату предусамтривала очищение водой и надевание особых субботних одежд. Огонь и свечи гасились на все время Шабата. Также запрещалось набирать воду, заниматься сексом и даже покидать пределы селения.

Строгие требования предъявлялись к принятию пищи. До еды и после нее происходило омовение рук и произносились молитвы. Фалаши могли готовить еду только из животных, которые были забиты фалашами (что, наряду с запретом на выход из деревни в Шабат препятствовало занятиям торговлей). Допускалось употреблять в пищу мясо животных, жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта. Мясо птиц фалаши не ели. Зато у бета Исраэль не было запрета на одновременное употребление мяса и молочных продуктов.

К умирающему фалашу приглашали священника для исповеди. Член общины, отошедший в мир иной без исповеди, не поминался в годовщину смерти. Неверные жены также лишались права на поминовение. У фалашей бытует поверье, что души после смерти попадают к Аврааму и продолжают загробное существование вместе с другими душами фалашей.

В религии фалашей присутствуют многочисленные языческие элементы – например, вера в злых и добрых духов, дурной глаз и так далее.

фалаша или фалашмура

 

Община фалашмура


Это потомки фалашей, которые были когда-то обоащены в христианство монофиситского толка. Еще в 2003 году правительство Израиля приняло н себя обязательство впустить в страну 35 тысяч репатриантов-фалашмура, и по состоянию на январь 2011 года в Эфиопии оставались 8 тысяч фалашмура, обладающих правом на репатриацию.

Отношение к фалашмура в Израиле неоднозначное. Некоторые политики (например, Эли Ишай из партии ШАС) продвигают ввоз фалашмура, но с точки зрения очень многих израильтян фалашмура нет места в Израиле. Не без оснований говорят, что желание репатриироваться в Израиль вызвано не еврейским чувством родины, а экономической и политической нестабильностью в Африке. Неоднократно поднимался вопрос о прекращении эмиграции в Израиль представителей фалашмура.

Против ввоза фалашмура выступают и лидеры общины фалашей – они утверждают, что многие фалашмура, приехав в Израиль и пройдя гиюр по упрощенной схеме, вскоре возвращаются в христианство. Так, церкви эфиопов возникли в Яффо, Иерусалиме и Реховоте.

В отличие от тех же фалаша, интеграция эфиопов-фалашмура на рынке труда, в учебных заведениях и израильской армии проходит с большими сложностями. При этом фалашмура почти поголовно обеспечиваются в Израиле субсидированным жильем (субсидии государства составляют до 90% стоимости жилья). Действуют и другие проекты поддержки новых выходцев из Эфиопии – например, проект «Хомеш», в рамках которого министерства финансов и абсорбции каждый год выделяют огромные суммы на образование и трудоустройство бывших эфиопов.

Выходцы из Эфиопии используются некоторыми политическими силами в стране (той же партией ШАС) для достижения своих целей. При этом фалашмура выступают в роли игральной карты, благо которой на самом деле никого из политиков не интересует.

ilgid.ru

Метки:
Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Error