Warning: session_start() [function.session-start]: open(/home/users/t/trdd499/tmp/sess_a57c2c5bb0365afe85b9272927896b9d, O_RDWR) failed: Превышена дисковая квота (122) in /home/users/t/trdd499/domains/ilgid.ru/manager/includes/config.inc.php on line 108
Сущность и краткая история сионизма
Главная » Политика и общество » Сущность и краткая история сионизма

Путеводитель по Израилю

для тех, кто путешествует или просто хочет знать больше



Сущность и краткая история сионизма

Сион (ивр. «цийон») – гора или холм в юго-западной части Иерусалима, символ Земли Обетованной в иудаизме еще со времен вавилонского плена. Гора Сион дала свое имя такому сложному политическому, религиозному и культурному явлению, как сионизм. Существует множество определений сионизма, но в сущности сионистская идея сводится к собиранию некогда рассеянного по планете еврейского народа и созданию национального государства.

поселенцы-сионисты, начало хх века


Краткая история сионизма


Первым некий практический план создания государства евреев предложил в книге «Требование Сиона», изданной в 1860 году, рав Цви-Гирш Калишер. Идеи, которые позднее получили наименование сионитских, содержались также в работах равов Элияху Гутмахера и Иехуды Алкалая. Предтечей светского сионизма стал социалист Мозес Гесс (книга «Рим и Иерусалим», 1962 год).

В 80-х годах XIX века оформляется идея поселенческого сионизма, которая находит свое практическое воплощение в деятельности движения «Ховевей Цион» (то есть «любящие Сион»). Основной целью этого палестинофильского движения стало переселение евреев в Палестину. Активисты «Ховевей Цион» занимались основанием новых поселений, развивали сельское хозяйство и ремесло.

В 1881 году началась Первая алия – волна массовой эмиграции евреев Восточной Европы в Палестину. Это явление было вызвано деятельностью палестинофилов и необходимостью спасаться от погромов. Возникла необходимость в организации переселенцев, и в 1884 году в польском городе Катовице такая протосионистская организация была создана. Возглавил ее Лев Семенович (Иехуда Лейб) Пинскер.

В 1890 году родился термин «сионизм». Его вводит в употребление редактор журнала «Selbstemancipacion» Натан Бирнбаум. Сионистской Бирнбаум называет политическую организацию, противопоставляя ее поселенцам-практикам из «Ховевей Цион».

В 1896 году выходит работа Теодора Герцля «Еврейское государство» (нем. «Der Judenstaat»). В этой книге основоположник политического сионизма Герцль приводит собственное видение будущего государства евреев. На следующий год под руководством Герцля в городе Базель состоялся Всемирный еврейский конгресс, на котором была основана Всемирная Сионистская Организация (ВСО). Движение «Ховевей Цион» большей частью влилось в ряды ВСО.

В Палестину продолжают прибывать новые репатрианты. После погрома в Кишиневе начинается Вторая алия (1904-14, около 40 тысяч переселенцев), после русских революций 1917 года – Третья (1919-23, также примерно 40 тысяч), после погромов в Венгрии и Польше – Четвертая (1924-29, более 80 тысяч). После прихода к власти в Германии национал-социалистов Палестина принимает Пятую алию (примерно 25 тысяч евреев).

С каждой новой волной переселенцев, с каждым новым значительным событием движение сионизма становится все мощнее и разнообразнее идеологически. Задержимся на основных разновидностях сионизма, которые оформляются в первой половине XX столетия. Иногда сионизм разделяют на религиозный, поселенческий и политический, но более распространено деление на социалистический сионизм, ревизионистский сионизм и религиозный сионизм. Будем придерживаться этой распространенной точки зрения и мы.

Нужно иметь в виду, что какой бы классификации мы не придерживались, эти направления хоть и действовали совместно для создания и развития государства Израиль, имели различную идеологическую основу и между собой не перемешивались.


Социал-сионизм


Движение социалистического сионизма (или социал-сионизма), доминировавшее в Палестине, а затем в Израиле с момента своего возникновения вплоть до конца 70-х годов XX века, основывалось на социалистическом подходе к экономике страны. В числе создателй социалистического сионизма с уверенностью можно назвать Мозеса Гесса и самого Теодора Герцля.

Теории М. Гесса развил Нахман Сыркин (работа «Еврейский вопрос и еврейское социалистическое государство», 1898 год). Сыркин полагал, что успешным еврейское государство будет только в том случае, если в его основу лягут идеи справедливости, социальной солидарности и планирования.

Социал-сионизм в разных формах исповедовали в еврейских движениях «Ха-Поэль ха-Цаир» (ивр. «Молодой Рабочий», идеолог Хаим Арлозоров, движение поддерживал мыслитель Мартин Бубер), и «Поалей Цион» (соединяли идеи сионизма и социал-демократии, идеолог Бер Борохов). В дальнейшем марксизм и сионизм соединились в идеологии партии МАПАМ («Объединённая рабочая партия»), продолжателем которой является современный политический блок «Мерец-Яхад» (образован в 1992 году). К социал-сионизму центристского и социал-демократического можно отнести и партию Бен-Гуриона МАПАЙ («Рабочая партия Израиля», впоследствии преобразованная в партию «Авода»).

В отношении арабов и британцев социалисты-сионисты практиковали политику «сдержанности», означавшую, что можно отвечать вооруженным способом на агрессивные действия, но силой оружия предупреждать нападение нельзя.


Ревизионистский сионизм


Основателем и лидером другого направления в сионизме – ревизионизма – стал Владимир (Зеев) Жаботинский. Название свое ревизионистский сионизм получил от выдвигавшихся Жаботинским и его соратниками требований пересмотра (ревизии) курса Всемирной Сионистской Организации в целях ее возвращения к идеям Герцля.

Вслед за Теодором Герцлем ревизионисты считали политическую и дипломатическую деятельность по созданию еврейского государства первостепенной. Они предлагали оказывать на Британию, под мандатом которой находилась Палестина, постоянное давление с целью создания в стране еврейских органов власти и вооруженных формирований (Еврейский легион британской армии был по окончанию I Мировой войны распущен). Конечной целью ревизионисты объявляли создание национального государства по обе стороны Иордана.

Экономика нового государства, по мнению сионистов-ревизионистов, должна была стать рыночной. Если сионисты-социалисты пытались свести воедино цели классовые и национальные, ревизионисты заявили, что национальная цель для них не просто главная, но единственная (такой подход назывался «одно знамя», ивр. «хад нес»). Ревизионистский сионизм имел светский характер и в сущности являлся национально-типичным буржуазным движением, подобным множеству других движений, процветавших в Европе той эпохи.

Из среды ревизионистов вышли несколько радикальных националистических организаций, например «Брит ха-Бирьоним» («Союз бунтарей») и ЛЭХИ (сокращённое от «Лохамей Херут Исраэль», букв. «Борцы за свободу Израиля»). В 1948 году возникло право-сионистское движение «Херут» («Свобода» в переводе с иврита). Основателем и первым лидером партии стал Менахем Бегин.

В 1973 на основе движения «Херут» возник политический блок «Ликуд». Сегодня «Ликуд» явялется одной из наиболее влиятельных партий в Израиле.


Религиозный сионизм


Основы религиозного сионизма сформулировал рав Калишер. В цельную религиозно-политическую теорию данную разновидность сионизма превратил Авраам-Ицхак Кук, который являлся главным раввином Эрец-Исраэль в 1921—1935 годах. Рав Кук заявил, что сионизм не противоречит ортодоксальному иудаизму, более того, поможет возродить иудейскую религию.

Религиозный сионизм стал идеологическим ядром партии МАФДАЛ («Национально-религиозная партия Израиля»). Эта партия возникла в 1956 году как результат объединения партий «Мизрахи», «Ха-Поэль Ха-Мизрахи» и других политических организаций сионистов религиозного толка. Другое авторитетное политическое движение религиозных сионистов – блок «Ихуд Леуми». Среди русскоязычных евреев действует организация «Маханаим» (лидеры –Пинхас Полонский и Зеев Дашевский).

Религиозные сионисты отрицают возможность каких-либо политических или территориальных уступок в палестинском вопросе.


Проблемы целей и сущности сионизма, неприятие сионистских идей


Одним из непростых вопросов сионизма является вопрос о его целях. Чаще всего сионизм понимается как идея создания еврейского государства на территории между побережьем Средиземного моря и рекой Иордан (или даже на части заиорданских территорий). Однако, возвращение в Палестину было целью далеко не всех сионистов.

Иехуда Пинскер писал – нам не нужна Священная земля (то есть земли древней Иудеи), нам нужен просто собственный кусок земли. Герцль в своей книге «Еврейское государство» указывал, что для целей создания государства евреев лучше всего подходит Аргентина. Существовали также идеи создания еврейского государства в Уганде, американском штате Орегон, на о. Мадагаскар и в других частях земного шара. В Советском Союзе еврейская автономия была создана на Дальнем Востоке.

Еще более остро вопрос о целях сионизма встал после того, как еврейское государство было создано. Некоторые интеллектуалы озвучили мнение, что сионизм выполнил свою главную идеологическую миссию и должен уйти со сцены – возник «постсионизм», поддержанный либеральными кругами Западной Европы и Америки. Идеология постсионизма строится на следующих принципах: слово предпочтительнее силы, переговоры лучше вооруженного противостояния, а права человека важнее прав еврейского народа.

Теперь о сущности сионизма. В советской литературе на протяжении десятков лет сущность сионизма определялась не потребностью дать точную научную формулировку явлению, а чисто политическими соображениями, иногда даже тактического плана. Поскольку уже в 50-е годы XX столетия социалистический сионизм в значительной мере утратил свое влияние (во многом по причине борьбы между центристским и прозападным социал-демократическим сектором, пришедшим к власти в Израиле, и просоветскими коммунистами), а отношения Израиля и СССР испортились, весь сионизм в целом объявлялся в СССР реакционной разновидностью еврейского буржуазного национализма.

Несмотря на то, что времена советского осуждения сионизма минули, смонистские идеи остаются непопулярными в современном мире, зачастую подвергаются резкой критике, особенно со стороны все тех же западных либералов и их сторонников внутри Израиля.

Другая проблема сионизма – неприятие сионистских идей значительной частью евреев.  С точки зрения ортодоксального иудаизма, образование еврейского государства в 1948 году было богопротивным делом, поскольку это дело не было совершено Машиахом. Сионисты, преждевременно организовавшие возвращение евреев в Эрец-Исраэль и создав там государство, основанное на светских законах, пошли против божественной воли.

В Израиле и за пределами страны существуют немногочисленные, но влиятельные ультраортодоксальные общины антисионистов – например, «Нетурей карта», «Толдот Аарон» и сатмарские хасиды. Опасность религиозных антисионистов для израильского государства, до сих пор имеющего в основе сионистскую идеологию, заключается в том, что антисионисты негативно влияют на вторую, гораздо более многочисленную группу религиозных евреев – ортодоксов-фундаменталистов, а это порядка 10 % населения Израиля.

Есть и объективные причины для пересмотра идеологии государства. Сионизм, являясь официальной идеологией истеблишмента, вызывает неприятие многочисленных групп неевреев – израильских арабов, друзов и представителей других этнических и религиозных общин.

ilgid.ru

Метки:
Комментарии:
Celene 10 Июн 2012 в 06:12 # Ответить
That's a wise answer to a tkircy question

ОтменитьДобавить комментарий

Error