Warning: session_start() [function.session-start]: open(/home/users/t/trdd499/tmp/sess_5a98fe4de066b5072e14b894bcd7a3e1, O_RDWR) failed: Превышена дисковая квота (122) in /home/users/t/trdd499/domains/ilgid.ru/manager/includes/config.inc.php on line 108
Археология в Израиле
Главная » Наука и технологии » Археология в Израиле

Путеводитель по Израилю

для тех, кто путешествует или просто хочет знать больше



Археология в Израиле

Археологические работы на территории современного Израиля начались в середине XIX века. В это время ученых особенно интересовали развалины городов, упоминающихся в Библии (возникает библейская археология). Начиная с 1865 года возникают научные общества по изучению палестинских древностей: первое такое общество было основано в Британии, затем появились аналогичные общества в Соединенных Штатах, Германии и России.

археология в Израиле

Археологические изыскания того времени имеют скорее характер разведки: изучалось и наносилось на карты то, что было на поверхности. В 1867 сэр Чарльз Уоррен предпринимает первые раскопки в Иерусалиме. Научная методика археологических исследований не была еще разработана в деталях, поэтому исследования того периода не дали значимых результатов.

Ситуация меняется в конце XIX — начале XX столетий, когда начинают раскапывать курганы, возникшие с веками на месте древних городов — «тэли» (тэль — ивр. холм). 1890 год можно считать датой основания научной археологии в современном значении этого слова — археолог Флиндерс Питри изобрел метод систематизации комплексов керамики, который позволил определять хронологию культурных слоев, вскрытых в результате раскопок.

Археологические работы значительно расширяются в период британского правления (1917 - 1948 годы). В это время начинают изучаться дописьменные памятники Палестины, относящиеся к каменному веку. Формируется израильская археологическая школа (Биньямин Мазар, Нахман Авигад, Игаэль Ядин и другие). После создания государства Израиль разворачиваются расопки по всей стране. С 1947 года начинается изучение найденных в пещерах Кумрана, в Масаде и Иудейской пустыне древних рукописей, носящих собирательное название «рукописи Мертвого моря».

В 60-х годах XX века израильская археология получает новый импульс в результате применения мультидисциплинарного подхода: к полевым археологам, специалистам по стратиграфии и древней керамике присоединились палеоботаники, климатологи, антропологи. Древние материальные культуры начинают изучаться с учетом таких факторов, как питание, болезни и медицина, торговля. Объемы информации, полученной в результате археологических изысканий, многократно возросли.

В наше время археология в Израиле систематически изучает все обнаруженные следы прошлого — от эпохи палеолита до конца турецкой эпохи. А следов этих немало. Десятки тысяч лет тому назад страна являлась мостом, по которому древние охотники шли из Африки в Азию и Европу; стоянки этих племен обнаружены в долине Иордана, пещерах Галилеи, в районе горы Кармель. Затем земли современного Израиля стали частью Плодородного полумесяца, связав Египет и Месопотамию, а позднее — разные регионы эллинистического мира. История человечества продолжает твориться на этих землях и в наши дни.

Израильская археология позволяет соединить далекое прошлое и настоящее. Сегодня в Израиле есть около 20 тысяч мест археологических раскопок, охраняемых законом. Плотность археологических объектов в Израиле является одной из самых высоких в мире (около 30 тысяч на 22 тысячи кв. километров территории). Ежегодно по всей стране производятся археологические работы на десятках участков, которые относятся к различным историческим периодам. За сохранность исторического наследия отвечает Управление древностей Израиля, которое и выдает разрешения на проведение археологических раскопок. Строительство в Израиле возможно только после того, как участок под застройку будет исследован на наличие археологических ценностей — если таковые обнаружены, то перед застройкой производятся раскопки.

В наше время археологи проводят работы в библейских городах Мегиддо, Хацор, Гезер, Шомрон, Беэр-Шева (Вирсавия), Дан; в городах периода Второго Храма: Тверия, Циппори, Гамала; в крепостях Масада и Иродион, где евреи сражались за свою свободу; в Иудейской пустыне (район Мертвого моря), где существовали общины ессеев.

Археологические изыскания ведутся в районе Капернаума и Табхи, где найдены остатки византийских церквей. Изучаются районы римских и византийских городов Кейсария, Бейт Шеан, Баниас.  Систематические работы идут в Негеве — города Авдат, Мамшит, Халуца. Изучаются остатки арабского периода (Рамле, замок Хирбет аль-Мафджар) и эпохи Крестовых походов (Бельвуар, Калат Нимрод, Акко). Интенсивные работы производятся археологами в разных районах Иерусалима.

Авдат

На помощь израильским археологам приходят специалисты из других отраслей науки. Например, благодаря профессору Льву Эппельбауму (Тель-Авивский университет) у археологов появился новый эффективный инструмент для археологической разведки.  Эппельбаум создал систему алгоритмов, которая позволяет применять существующие локационные технологии, отсеивая шумы, создаваемые подземными структурами. Система Льва Эппельбаума, названная Мulti-PAM, использует комбинацию различных геофизических данных для создания визуальной модели подземного ландшафта. Новая технология разведки позволяет обнаружить артефакты на глубине до полутора сотен метров.

Однако, у археологии Израиля имеются и серьезные проблемы. Помехи проведению археологических исследований создают ультрарелигиозные евреи-харедим. Раскопки на Холме Андромеды в Яффо, где в 1993 году были обнаружены древние захоронения (30 вырубленных в скале гробниц), вызвали бурный протест со стороны ультраортодоксов. Харедим посчитали, что в результате археологических работ побеспокоены могилы евреев, их протесты часто переходили в драки с полицией (в результате метания камней несколько полицейских были ранены) и в акты вандализма на раскопках. Возмущения пошли на спад только после того, как Управление древностей Израиля объявило, что захоронения являются языческими, более того — в могилах найдены кости домашних свиней.

В декабре 2011 года Управление древностей обратилось в полицию с жалобой на акт вандализма, совершенный, как предполагают, ультраортодоксами из организации «Атра Кадиша» (занимается охраной еврейских захоронений ). Вандалами был сожжен большой контейнер с археологическими находками.

Утраченные археологические ценности были найдены в результате работ на месте будущего шоссе, которое будет проходить близ города Афула. Артефакты, уничтоженные преступниками, относятся ко временам Израильского царства и персидского завоевания (X - VI столетия до н. э.). Ученые говорят с горечью, что «поджигатели стерли несколько строк в книге нашей общей истории».

Археологический лагерь под Афулой пострадал от поджога на другой день после стычки между археологами и харедим, которая произошла возле поселения Хокок. Когда археологи не разрешили ультраортодоксам из «Атра Кадиша» находиться в зоне раскопок, те устроили беспорядки, в результате которых работы на площадке пришлось прекратить.

Археолог Дрор Бершад (Северном округ Управления древностей) заявил, что проблемы с харедим имеют постоянный характер. За полтора месяца до уничтожения ценностей под Афулой харедим сожгли контейнер с находками, добытыми в районе Мигдаль близ озера Кинерет. Религиозные фанатики часто угрожают работникам Управления древностей Израиля и наносят значительный ущерб археологии Израиля.
Достижения израильской археологии часто становятся поводом для политических скандалов.

В 1992 — 2010 годах в «Городе Давида» (Иерусалим) работал археолог Рони Райх. Он сделал ряд открытий, важнейшие из которых связаны с источником Гихон: так, были найдены и изучены система водоснабжения и оборонительные сооружения, относящиеся к 1750-1550 годам до нашей эры — то есть к доеврейскому периоду. И все бы ничего, но находки профессора Райха пришли в противоречие с канонической версией, согласно которой эта часть Иерусалима была завоевана и обустроена царем Давидом (то есть на несколько столетий позже).

Как только сведения об открытиях Райха стали достоянием общественности, депутат кнессета Талеб ас-Санаа (араб) предложил парламентариям зафиксировать, что именно древние ханаанеи, а не евреи, построили город на месте современного Иерусалима. Лидеры ультрарелигиозных еврейских партий сочли предложение Талеба ас-Санаа «провокацией». В конце концов пострадал ученый — Рони Райх был обвинен в том, что он принижает историческую роль царя Давида и тем самым помогает врагам Израиля, желающим осуществить пересмотр еврейской истории.

ilgid.ru
Метки:
Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Error